9 мая 2006 года. Московская квартира. Зоя Василькова и её сын Андрей заканчивают праздничный ужин, когда раздается телефонный звонок.
- Алло?
- Зоя... Вы меня не узнаете?
- Нет... А кто это? Где мы с вами знакомились?
- В Баку.
Восьмидесятилетняя актриса ахнула так громко, что сын подскочил на стуле. Слово "Баку" перенесло её в 1942 год, когда мир рушился от войны, а в её шестнадцатилетнем сердце зарождалась первая любовь. Тот мальчишка, который вытащил её из грязной лужи, где она ловила сачком дафний... Неужели это он?
Феликс Константинович Иванов, капитан первого ранга в отставке, всю жизнь помнил ту девочку, которая отважно прыгала с камня на камень по огромной луже, похожей на болото. 64 года он носил её образ в сердце.
И вот, купив случайно журнал в киоске, увидел статью "Звёзды не гаснут" с фотографией знакомой актрисы Зои Васильковой. Сначала подумал - совпадение. Но когда прочитал, что она родилась в 1926 году и была в эвакуации в Баку... Сомнений не осталось.
Когда мир рушился, а любовь рождалась
Лето 1942 года в Баку. Город заполнен эвакуированными, среди которых семья генерал-лейтенанта Николая Корниловича Василькова. Его жена Зоя Ивановна и дочь Зоя поселились в бакинской коммуналке, ожидая окончания войны.
Но шестнадцатилетняя Зоя не собиралась просто ждать - она мечтала о подвигах, читала сводки с фронта и завидовала отцу, который воевал в составе войск ПВО.
В тот день она искала дафний - крошечных рачков для школьного биологического кружка. Огромная лужа во дворе, больше похожая на болото, кишела живностью. Зоя, вооружившись сачком, начала охоту, ловко перепрыгивая с камня на камень.
- Девочка, ты упадёшь! - крикнул откуда-то сверху незнакомый голос.
Зоя подняла голову и увидела мальчишку своих лет, который с беспокойством наблюдал за её "экспедицией". В следующую секунду её нога соскользнула с мокрого камня. Вода была по колено, но дно оказалось зыбким, и девочка начала проваливаться.
- Стой, не двигайся! - Феликс, не раздумывая, прыгнул в воду и подхватил её под руки, вытащив на сухое место.
Когда Зоя повернулась к своему спасителю, их взгляды встретились. Он увидел озорные карие глаза, мокрые тёмные волосы и улыбку, от которой мир вокруг словно засиял ярче.
- Спасибо, - прошептала она, не в силах отвести взгляд.
- Феликс, - представился он, протягивая ей сачок. - А дафний я уже наловил, пока ты тонула.
Так началась их история. Два подростка в разорённом войной мире нашли друг друга среди хаоса и боли. Каждый день Феликс приходил к тому самому "болоту", и они подолгу разговаривали - о войне, о мечтах, о будущем, которое казалось таким неопределённым.
Выбор, который определил судьбу
Май 1943 года принёс Зое долгожданное семнадцатилетие и мучительный выбор. Первая любовь против долга перед Родиной. Остаться с Феликсом в Баку или идти добровольцем на фронт?
- Я должна, Феля, - говорила она, глядя в его расстроенные глаза. - Не могу сидеть здесь, когда там гибнут наши люди.
- Но война скоро закончится! - пытался отговорить её Феликс. - Зачем рисковать?
- А если не закончится? Если нужна буду именно я?
Он понимал - её не переубедить. В этой хрупкой девочке жил стальной характер, унаследованный от отца-генерала.
В их последнюю встречу они долго молча сидели у "своего" болота, держась за руки.
- Ты будешь меня ждать? - спросила Зоя.
- Всегда, - ответил Феликс, не зная, что это обещание он будет хранить 64 года.
Два параллельных мира
Июль 1943 года застал Зою Василькову под Воронежем в составе 7-го корпуса противовоздушной обороны. Она научилась составлять сводки погоды, определять баллистический ветер, но главное - наполнять водородом аэростаты-заградители. Эти воздушные шары поднимались в небо и при столкновении с ними немецкие самолёты терпели крушение.
"Заряжала водородом шары-пилоты, которые были призваны сбивать летящие фашистские самолёты. Я на войне немецкие самолёты взрывала", - вспоминала она много лет спустя.
Первое ранение пришло быстро и жестоко. Во время бомбёжки осколок раскроил ей лицо - появилась "третья губа", лицо распухло до неузнаваемости. В московском госпитале у Петровских ворот талантливый хирург буквально лепил ей новое лицо, пересаживая кусочки кожи с рук и ног.
"Красиво получилось", - с грустной улыбкой рассказывала Зоя.
Но шрамы на руках остались навсегда - именно поэтому в кино она всегда старалась прятать руки, никогда не снималась в открытых платьях.
Тем временем Феликс тоже ушёл на войну. Выбрал флот - возможно, подсознательно стремясь к горизонтам, за которыми могла скрываться его потерянная любовь. Море стало его стихией, карьера военного моряка - способом справиться с болью потери. К концу службы он дослужился до капитана первого ранга, но в сердце всегда оставалось место для той девочки с сачком.
После войны пути их разошлись окончательно. Зоя случайно попала в кино - хотела стать архитектором, потом певицей, но судьба привела её во ВГИК к педагогу Василию Ванину.
Замуж вышла за однокурсника Юрия Чекулаева - красивого, но так и не ставшего знаменитым актёра. Это была любовь с первого взгляда, но не та, первая, детская и чистая.
- Это была любовь с первого взгляда, - говорила Зоя о браке с Чекулаевым. Но разве можно заменить первую любовь?
Двадцать лет брака, рождение сына Андрея, совместная работа в Китае, Польше, Германии - всё это было настоящим, но где-то глубоко в душе жила память о мальчике, который спас её.
Королева эпизода
Зоя Василькова стала легендой советского кино, хотя не сыграла ни одной главной роли. "Королева эпизода" - так её называли коллеги и зрители. За тридцать лет в кино она снялась в 120 картинах, но каждая её роль, даже самая маленькая, запоминалась навсегда.
Дворничиха со свистком в "Джентльменах удачи", которая гонится за Василием Алибабаевичем. Женщина, у которой Кирпич крадёт кошелёк в "Месте встречи изменить нельзя". Матушка-царица в сказках Александра Птушко. Каждый образ она создавала с особой тщательностью, превращая эпизод в маленький шедевр.
- В эпизодной роли есть некоторая сложность, - объясняла она. - За короткий промежуток времени нужно так ярко и точно преподнести своего героя, чтобы он запомнился зрителю.
Возможно, выбор эпизодических ролей был неслучайным. Женщина, пережившая войну, изуродованная осколком, восстановленная по кусочкам хирургами, боялась быть на виду? Или просто понимала, что её призвание - украшать чужие истории, а не быть в центре внимания?
В 1965 году она развелась с Чекулаевым. "С ним стало очень трудно", - только и сказала она много лет спустя о причинах разрыва. Больше замуж не выходила, посвятив себя работе и воспитанию сына.
Детективная история любви
Весна 2006 года. Феликс Константинович Иванов, 80-летний пенсионер, живущий в Санкт-Петербурге, покупает в киоске журнал. Просто так, почитать. На одной из страниц - статья "Звёзды не гаснут" с фотографией пожилой, но всё ещё красивой женщины. Зоя Василькова, актриса.
Сердце екнуло. Василькова... Та же фамилия. Но это же не может быть она? Он читает дальше: родилась в 1926 году в Ленинграде... Была в эвакуации в Баку... Добровольцем ушла на фронт в 17 лет...
Руки дрожат. Это она. Его Зоя.
Начинается настоящая детективная история. Феликс звонит в справочные Москвы и Ленинграда, ищет телефон Васильковой. Безрезультатно. Тогда он обращается к старым друзьям - бывшим военным, у которых остались связи в спецслужбах.
- Нужно найти актрису Зою Василькову, - просит он. - Это очень важно.
- Досье на неё не надо? - шутят друзья.
- Не надо, - отвечает Феликс. Ему нужен только номер телефона.
Через несколько дней звонок: "У нас есть адрес и телефон".
723 дня счастья
9 мая 2006 года. Символично, что их голоса соединились именно в День Победы - праздник, который для обоих значил так много.
"- В Баку".
Эти два слова перевернули жизнь Зои Васильковой. Она узнала его голос, хотя прошло 64 года. Сердце, которое, казалось, уже забыло, как биться от любви, снова заколотилось, как в юности.
Встретились через неделю в Москве. Увидели друг друга и... заплакали. Двое восьмидесятилетних людей плакали, как дети, от счастья и от боли за все потерянные годы.
- Зоя - моя любовь, которую я так долго ждал - всю свою жизнь, - говорил Феликс, гладя её поседевшие волосы.
- Я с ним счастлива очень, очень... Мы постоянно смеемся, хохочем! - признавалась Зоя журналистам.
Феликс уговорил её переехать к нему в Петербург. Зоя, которая всю жизнь была самостоятельной, согласилась. В 80 лет она снова стала девочкой, которая доверилась мальчику, спасшему её от утопления.
Они боялись отпускать руки друг друга - вдруг снова потеряются... Гуляли по Петербургу, и прохожие оборачивались на эту необычную пару влюблённых стариков. Зоя называла Феликса "Эленькой" и "золотцем", он не уставал повторять, что ждал её всю жизнь.
- Мои родственники только "за", а вот Зоины - не знаю... Я предлагаю жить вместе, надеюсь, мы до ста лет точно доживём! - мечтал Феликс в интервью.
- Не загадывай! - одёргивала его Зоя, но в глазах светилось счастье.
Финал, который не должен был наступить так быстро
1 июня 2008 года. Санкт-Петербург. Зоя Василькова умерла от сердечного приступа. Внезапно, без предупреждения, как часто бывает в её возрасте. Но Феликс был рядом - она не умерла одинокой.
Хоронили её в Москве, на Новодевичьем кладбище, в колумбарии рядом с родителями. Последняя разлука. Феликс стоял у гроба и думал: стоило ли им встречаться, зная, что им отмерено так мало времени?
Ответ был однозначным: да, стоило. 723 дня - именно столько они прожили вместе - стоили целой жизни в разлуке.
Урок для потомков
В эпоху "быстрых знакомств" и мимолётных связей история Зои и Феликса кажется невероятной. Можем ли мы сегодня любить так глубоко и верно? Способны ли на такую преданность?
Их внучка Екатерина Чекулаева, актриса, прославившаяся ролью Леночки в фильме "По семейным обстоятельствам", рассказывала: "Бабушка всегда говорила, что настоящая любовь случается раз в жизни. И если её упустишь - больше не вернётся. Но иногда судьба даёт второй шанс".
Феликс Константинович Иванов пережил свою Зою на несколько лет. О том, как он провёл эти годы, мало что известно. Но те, кто его знал, говорили: он часто сидел у окна и смотрел на небо, словно ждал, когда можно будет воссоединиться с любимой.
В одном из последних интервью Зоя Василькова сказала: "Счастье не зависит от возраста. В 80 лет можно любить так же сильно, как в 16. Главное - не потерять способность чувствовать".
Их история - напоминание о том, что время бессильно перед настоящими чувствами. Война, расстояния, десятилетия разлуки, старость - ничто не смогло убить любовь, зародившуюся у бакинского "болота" между двумя подростками.
А в архивах киностудии имени Горького до сих пор хранится последняя роль Зои Васильковой - эпизод в фильме, который так и не вышел на экраны. В кадре 79-летняя актриса играет бабушку, которая рассказывает внучке о своей первой любви. "Я ждала его всю жизнь, - говорит её героиня, - и дождалась".
Жизнь и кино слились воедино. Зоя Василькова сыграла саму себя в последний раз.
Дорогие читатели, спасибо за то, что дочитали статью до конца и прошли вместе со мной этот трогательный путь любви.