Найти в Дзене
Александр Долгих

Что такое сионизм простыми словами?

Сионизм. Слово, от которого у одних загораются глаза священным огнем, а других бросает в жар праведного гнева. Но не все понимают, что значит это слово. Если по сути, то это динамитная шашка, заложенная под подушку мировой политики, и детонатор натянут как струна. Но если без красочных аналогий, то читайте дальше.

Представьте себе народ. Очень старый народ. Народ, который пережил больше тягостей и невзгод за последние две тысячи лет, чем можно найти в выгребной яме привокзального туалета. Изгнания. Погромы. Крестовые походы. Инквизиция. Газовая камера. Повторяющийся кошмар наяву. Идея фикс этого народа, пробивающаяся сквозь века, сквозь слезы и кровь: "Хватит. Нам нужен свой дом. Один. Единственный. Постоянный. Там, откуда нас когда-то выперли".

Вот, собственно, и весь сионизм в его изначальной, кристально чистой, как слеза младенца, форме. Национально-освободительное движение для еврейского народа. Желание перестать быть вечными арендаторами в чужом доме, вечными беженцами, вечной мишенью. Построить своё государство. На своей исторической родине. На этом клочке земли под названием Эрец-Исраэль. Земля Израиля. Палестина. Называйте как хотите – именно этот кусок географии и есть сердцевина дела.

Просто? Как молоток по пальцу. Но вот где начинается настоящий цирк.

Во-первых, этот самый "кусок земли". Он не был пустым. Там уже жили люди. Арабы. Мусульмане. Христиане. Они там осели, пока евреи скитались по миру, собирая чемоданы от погромщиков. И когда евреи, подгоняемые ужасом Холокоста и древней тоской, массово рванули домой в конце XIX - начале XX века, выяснилось, что "дом" уже занят. И новые жильцы не горели желанием потесниться. Ни капли. Началось. Толкотня локтями, переросшая в поножовщину и полноценные войны. Соседство, мягко говоря, не сложилось. Идея "национального очага" для одних стала кошмаром "накбы" (катастрофы) для других. И этот конфликт – не баг сионизма, это его фатальная, неотъемлемая, чертовски неудобная особенность. Как пытаться припарковать танк на велосипедной стоянке – места мало, шума много, соседи в бешенстве.

-2

Во-вторых, что именно значит "еврейское государство"? Это место убежища для любого еврея, которому светит виза на лбу погромщика? Безусловно. Но что с теми, кто там уже жил и не еврей? Получат ли они равные права? Или будут гражданами второго сорта? А как насчет светских и религиозных евреев? Одни хотят жить по законам Торы, другие – по законам Бакстеру. Сионизм оказался начинён внутренними противоречиями до отказа. Он породил государство, которое одновременно и ультра-современное (стартапы, хай-тек, гей-парады), и глубоко традиционное (раввинский контроль над браками, суббота – выходной, армия кошерная). Это несоответствие сводит с ума всех – и внутри, и снаружи.

В-третьих, превращение в монстра. Изначально идея была про спасение и самоопределение. Но когда ты строишь государство в регионе, где все соседи смотрят на тебя как на незваного гостя с очень острым ножом (и периодически пытаются этим ножом пырнуть), ты обязан стать крепким орешком. Очень крепким. С шипами. И ядерной дубинкой на всякий случай. Сионизм породил одну из сильнейших армий мира. И эта армия вынуждена действовать жестко. Очень жестко. И тут можно даже вставить лишнюю "о" и сказать "жестоко".

Так что же это такое, сионизм? Это блестящая, отчаянная, абсолютно необходимая идея выживания народа. Это колоссальный успех – построить процветающее государство из пепла и песка за 75 лет под постоянным огнем. Это одновременно и источник невероятной гордости, и причина нескончаемой трагедии.

Просто? Чёрта-с два. Это самая сложная, спорная, наэлектризованная идея XX и XXI века. Она спасла миллионы одних жизней и разрушила миллионы других. Она воплотила древнюю мечту и породила современный кошмар. Она работает. Она не работает. Она – факт. И она, как граната с выдернутой чекой, никуда не денется. Потому что альтернатива – для очень многих – снова стать народом без дома. А на это, поверьте, никто больше не согласится. Ни за что.

Вот такой он, сионизм. Грандиозный. Ужасающий. Жизненно важный. Проклятый. И абсолютно, совершенно, бескомпромиссно человеческий. Со всеми вытекающими.

Тут мой Телеграм, а ниже ещё несколько статей по теме: