Найти в Дзене
Национальный след

«Говорили вам не трогать шурави, а вы не слушали»: как КГБ отомстило духам за расправу над советскими пленными в Бадабере

В далеком 1985-м в Пакистане произошло то, что спустя годы назовут новым проявлением силы русского духа. Здесь у кишлака Бадабер буквально в 50 км от границы с Афганистаном поднялись на восстание советские военнопленные. 26 апреля 1985-го от пятнадцати до тридцати наших бойцов, живших в подземной тюрьме и занятых на каторжных работах, умело воспользовались уходом большей части охраны на большой пятничный намаз. Когда в лагере осталось лишь несколько часовых, наши сняли их заточками. И потом захватили склад с уже настоящим серьезным оружием: от автоматов до пулемета, миномета и зенитной установки. Увы, лишь радио не смогли захватить, чтоб связаться со своими в Афгане. - Я предлагаю вам немедленно сдаться, неверные шурави, - обратился через мегафон спешно прибывший сюда полевой командир духов, легендарный Бурхануддин Раббани, будущий президент Афганистана. - Обещаю жизнь, хоть вы и много наших положили. - Русские не сдаются, - прозвучал ответ восставших. - Мы сложим оружие, лишь если

В далеком 1985-м в Пакистане произошло то, что спустя годы назовут новым проявлением силы русского духа. Здесь у кишлака Бадабер буквально в 50 км от границы с Афганистаном поднялись на восстание советские военнопленные.

-2

26 апреля 1985-го от пятнадцати до тридцати наших бойцов, живших в подземной тюрьме и занятых на каторжных работах, умело воспользовались уходом большей части охраны на большой пятничный намаз.

-3

Когда в лагере осталось лишь несколько часовых, наши сняли их заточками. И потом захватили склад с уже настоящим серьезным оружием: от автоматов до пулемета, миномета и зенитной установки. Увы, лишь радио не смогли захватить, чтоб связаться со своими в Афгане.

  • Руководил восстанием Николай Шевченко, известный как Абдурахмон, некогда попавший в плен советский армейский шофер. Опытный воин, в неволе в совершенстве овладевший афганским языком дари. Да и просто невероятно сильный телом и духом советский парень.
-4

- Я предлагаю вам немедленно сдаться, неверные шурави, - обратился через мегафон спешно прибывший сюда полевой командир духов, легендарный Бурхануддин Раббани, будущий президент Афганистана. - Обещаю жизнь, хоть вы и много наших положили.

- Русские не сдаются, - прозвучал ответ восставших. - Мы сложим оружие, лишь если сюда приедут советские дипломаты и представители Красного креста.

Кадр из фильм "Крепость Бадабер"
Кадр из фильм "Крепость Бадабер"

Однако пакистанцы на подобный шаг не пошли - вызвать сюда в Бадабер посла СССР или представителей МКК означало бы вызвать грандиозный международный скандал. Ибо свой секрет Полишинеля, наличие тайных лагерей для советских военнопленных, Исламабад категорически на своей территории не признавал. Иначе б получил статус нового полноценного участника Афганского конфликта.

-6

Духи и пакистанский спецназ пошли на штурм лагеря. Первую атаку опытные советские воины, закрепившись на высоте, смогли отбить с крупными потерями для нападавших. Едва не отправили в края вечной охоты самого Раббани. Разъяренный полевой командир тогда приказал:

  • Уничтожить русских огнем артиллерии... Накрыть весь лагерь залповым огнем.
Бархануддин Рабани
Бархануддин Рабани

...На утро лагерь превратился в огненный ад. Хотя есть версия: чтоб не оказаться в руках врага, «афганские собиборовцы» сами же подорвали склады с боеприпасами. Заодно прихватив с собою почти две сотни духов.

Душманы с пулеметом - конец 1980-х
Душманы с пулеметом - конец 1980-х
  • Вот так, небольшая группа советских солдат сдаваться категорически отказалась. И до последнего мужественно держала оборону на стратегически важном объекте, где ЦРУ прежде обучало моджахедов навыкам партизанской войны.

Однако в СССР о подвиге наших солдат в Бадабере тогда пресса ничего не сообщала. Хотя о самой трагедии наша разведка все узнала. Но, казалось, все что мог сделать Советский Союз - отправить Пакистану ноту протеста:

  • Мы же предупреждали, не трогайте шурави, не обижайте пленных.
  • Знать не знаем ничего, - улыбался в лицо советским дипломатам президент Пакистана той поры Зия-уль-Хак.

Вендетта по-советски

-9

Однако известно, месть это блюдо, что подается холодным. За дело мщения взялось КГБ. Советские разведчики и спецназовцы проникли на пакистанскую территорию, от чего прежде воздерживались. Начали там безжалостную охоту за палачами наших ребят. Дело чести-с, сами понимаете.

  • Таинственными «вежливыми людьми» под видом случайной детонации боеприпасов безжалостно уничтожено было целых 4 лагеря подготовки духов, их склады с вооружением, сами же моджахеды и их западные инструкторы-наемники. Всего около 2 тысяч отъявленных бандитов тогда нашло свой конец.

Ну а 17 августа 1988-го наступил черед главного. Самолет с самим Зия-уль-Хаком внезапно взлетел и потом более уже не сел, как говорится. Вместе со всеми пассажирами на борту, включая улыбчивого президента. Расследование проводили американские агенты, якобы нашедшие на обломках следы взрывчатки.

Долго Зие улыбаться было не суждено...
Долго Зие улыбаться было не суждено...

Впрочем, СССР тоже только хитро улыбнулся, ни капли своей ответственности в случившемся так и не признав:

  • Говорили же вам, не трогайте шурави! А вы не слушали.

Сам Бурхануддин Раббани доживет до 2001-го года, когда повстречается с талибом-смертником, спрятавшим бомбу в своем тюрбане.

Исламабад вынужденно признал Бадабер лишь в 1991-м году. Кое-что рассказали уже в середине 2000-х двое чудом уцелевших тогда «бабраковцев» - содержавшиеся рядом пленные армии ДРА.

  • Увы, большинство участников героического восстания так и не были награждены - ведь толком даже неизвестны их имена. Подвиг есть, а наградить за него некого. Вот лишь некоторые герои - русские, татары, украинцы, другие советские люди...
-11