АвтоВАЗ находится в крайне тяжёлом положении — и это ещё мягко сказано. Реальную картину происходящего раскрывают инсайдеры, которые работают на заводе и видят ситуацию изнутри. Их информации порой можно верить больше, чем официальным заявлениям. Эти люди делятся в интернете тем, что видят своими глазами, и даже некоторые СМИ опираются на их данные.
Главная новость: АвтоВАЗ сокращает производство на целых 100 тысяч автомобилей. Первоначально планировали выпустить 500 тысяч машин в 2025 году, но теперь речь идёт только о 400 тысячах. При этом у дилеров уже скопилось около 100 тысяч непроданных LADA. Машины стоят месяцами, некоторые автосалоны не выдерживают и закрываются — не могут свести дебет с кредитом и просто прекращают работать с вазовской продукцией.
Первый вице-премьер Денис Мантуров подтвердил снижение объёмов и назвал причины "независящими от АвтоВАЗа". Среди них — общая экономическая ситуация и откладывание гражданами покупок до лучших времён. "Если бы эти автомобили были плохого качества и недоступны для приобретения, полмиллиона единиц в прошлом году не было бы произведено и продано", — заявил Мантуров.
Но инсайдеры рисуют иную картину. Единственное конкурентное преимущество АвтоВАЗа — цена чуть ниже, чем у иномарок. И это единственное, что спасает предприятие от полного краха. Как отмечают эксперты, все 55 лет существования АвтоВАЗ не конкурирует, а защищается от конкуренции с помощью государства.
Очередной мерой поддержки станет закон о локализации такси. Теперь понятно, что его подгоняли специально под АвтоВАЗ, хотя в выигрыше окажется и "Москвич" — переоблицованный JAC. С 1 марта 2026 года таксопарки обяжут покупать российские машины. Интересно, что таксисты уже сейчас массово закупают китайские автомобили впрок, чтобы иметь запасы для работы.
На Петербургском экономическом форуме АвтоВАЗ устроил настоящее информационное шоу. Несколько дней после мероприятия новости от компании продолжали перемалываться в медиапространстве. Из всех представленных моделей действительно новой была только одна — кроссовер Azimut, который некоторые уже окрестили "LADA Замут". Натянутые улыбки представителей компании, приглашённые блогеры, облепившие новинку и начавшие петь дифирамбы — всё выглядело как попытка отвлечь внимание от реальных проблем.
АвтоВАЗ оказывался на грани банкротства уже трижды за последние 30 лет: в середине 1990-х, в 2009 году и сейчас — в конце 2024 — начале 2025 года. Парадокс в том, что кризисы происходят несмотря на первое место по продажам среди всех автомобилей на российском рынке. Объёмы продаж немалые, но предприятию катастрофически не хватает денег — требуется постоянное дополнительное финансирование просто для выживания.
Конкретные меры по сокращению уже принимаются. Производство Lada Largus переводят на четырёхдневную рабочую неделю. В июле в Ижевске планируют выпустить около 2790 автомобилей — это более чем на тысячу меньше апрельских показателей. С Lada Vesta ситуация ещё хуже: с 1 сентября производство сокращают с двух смен до одной. Соответствующий приказ уже согласован с профсоюзом и издан.
Сокращения затрагивают практически всё семейство LADA: Vesta, Largus, Granta и загадочную "Искру", которая должна появиться в продаже 20 июля. С "Искрой" ситуация особенно туманная — за последние недели выпустили буквально несколько единиц. Что происходит с моделью — непонятно. По словам инсайдера из Тольятти, линии Granta, "Искра" и семейства "Нива" тоже могут перевести на четырёхдневку, если продажи не оживут.
Заметного улучшения в ближайшие три-четыре месяца ждать не приходится. Центробанк может снизить ключевую ставку ещё на процент, но радикально на продажи это не повлияет. Более-менее правдоподобный горизонт восстановления авторынка — конец 2025 — начало 2026 года. Только тогда рынок может начать оправляться от шока начала этого года.
Несмотря на проблемы, АвтоВАЗ продолжает закидывать общественность различными новостями. Директор по продукции Олег Груненков рассказал об антикоррозийной защите нового Azimut — мол, машина может оказаться даже лучше китайских аналогов. Хотя непонятно, когда китайские машины стали эталоном в этом вопросе.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов назвал два главных фактора для оживления рынка. Первый — снижение ключевой ставки, что должно дать людям возможность покупать новые автомобили в кредит. Второй — прекращение "агрессивного демпинга" со стороны китайских компаний, когда скидки порой достигают цены нового автомобиля.
Соколов выразил надежду, что государственная политика поможет убрать накопившийся у дилеров избыток — порядка полумиллиона нераспроданных автомобилей. Переводя на простой язык, глава АвтоВАЗа продолжает лоббировать интересы завода и намекает правительству на недостаточность мер поддержки. Требуется ещё больше государственной помощи.
Когда производитель не может обеспечивать свою жизнедеятельность за счёт продаж собственной продукции — не говоря уже об инновациях и научно-техническом прогрессе — о чём ещё можно говорить? АвтоВАЗ в очередной раз оказался в ситуации, когда без масштабной господдержки предприятие просто не выживет.
Буря над АвтоВАЗом действительно не утихает. Инсайдеры продолжают информировать о реальном положении дел, и их свидетельства из первых рук дают гораздо более ясную картину, чем официальные заявления. Ситуация остаётся критической, и без кардинальных изменений в подходе к управлению предприятием, а также без решения системных проблем автомобильного рынка, АвтоВАЗу будет крайне сложно выйти из затянувшегося кризиса.