Найти в Дзене
Родина на Неве

«Пророк. История Александра Пушкина» — музыкальный мультижанровый эксперимент

«Пророк. История Александра Пушкина» — достаточно провокационный и тщательно проработанный биографический боевик о великом русском поэте. Режиссёр-дебютант Феликс Умаров создал произведение, которое оставляет после себя довольно необычное кисло-сладкое послевкусие.

С первых минут «Пророка» становится очевидно, что это не обычный байопик, а нечто совершенно иное
С первых минут «Пророка» становится очевидно, что это не обычный байопик, а нечто совершенно иное

На протяжении чуть более двух часов зрители успевают не только посмеяться, но и удивленно пожать плечами, а также встретить моменты, которые вызывают гневные протесты в духе «Такого не было!». В то же время, фильм вызывает смешанные чувства к Пушкину, и, безусловно, зрители не останутся равнодушными. Интересно, насколько убедителен Юра Борисов в роли поэта-бунтаря, и как рэп, выбранный для словесных поединков в императорском окружении, вписывается в общую концепцию картины.

О сюжете. В первых кадрах «Пророка» Александр Пушкин предстаёт перед нами как настоящая рок-звезда. Его книги разлетаются с полок магазинов, а один любопытный усатый парень, который, как проявляет опытный глаз, оказывается Юрием Лермонтовым, активно выхватывает их. Хотя для зрителей, незнакомых с сюжетом, это может стать небольшим спойлером, ведь настоящий Лермонтов появится лишь в финале, в моменте, который, увы, насыщен пошлостью.

Пока действие только начинается, улицы Петербурга просто гремят с криками: «Пушкин! Пушкин!», а торговцы замерли в ожидании, посыпая свои прилавки «страсбургскими пирогами — любимым блюдом поэта!». Толпы фанатов собираются у окон особняка, и вдруг на балконе появляется молодая девушка, зовущая: «Саша!». Однако, что-то тревожит — Саша не отвечает. Неужели это какая-то фантазия, и Пушкин на самом деле не среди нас?

Сюжет перемещается в лицей, где маленький и гордый Пушкин (Кай Гетц) не теряет шанса бросить вызов надменным сверстникам на поединок. Когда надзиратель Пилецкий делает замечание, что такие выходки неуместны, поэт предлагает ему состязание в рэпе. В стенах лицея, на фоне стуку ног и ритмичного пения, Пушкину хотят запретить выступление перед Гавриилом Державиным, но он успешно пробивается к нему и даже перед его светлым лицом читает свои строки.

Особенность фильма в том, что с первых минут «Пророка» становится очевидно, что это не обычный байопик, а нечто совершенно иное — музыкальный мультижанровый эксперимент. Бал в исполнении Пушкина, роль которого исполняет Юра Борисов, напоминает зрителям работы База Лурмана, а петербургская атмосфера наполнена настроением вечеринки в духе «Сна в летнюю ночь». Поэт мастерски передает известные всем стихи, превращая их в мощные рэп-ритмы, а его друзья, которых он называет исключительно «брат» — Данзас и Пущин, в живой манере отбивают ритм с помощью стульев и каблуков. Таким образом, «Пророк» рисует портрет рок-звезды с чётко прослеживающимся сюжетом: взлёт, падение, кризис и затем восстановление, слава, следующая за ней новая потери и, наконец, катарсис.

Умаров интересно структурирует повествование, разбивая насыщенные события жизни Пушкина на главы с акцентом на определенные годы. То мы видим лицей, то легкомысленные дни в Петербурге, затем — первую ссылку и последующую вторую. Фильм сжимает время, выбрасывая целые года, делая это не случайно, а чтобы глубже передать суть переживаний и трансформаций героя.

В новом фильме о Пушкине поразительно мало его собственных стихотворений. Лишь однажды сам поэт читает свои строки, превращая оду «Вольность» в рэп-версию на первом петербургском балу. Сцена удивительно напоминает голливудскую оргии из «Вавилона» Дэмиена Шазелла, но без экзотики и откровенности. Остальные восемь музыкальных номеров, длительность которых составляет более двух часов, написаны неизвестными авторами, и их рифмы, как например «пасть/упасть», оставляют желать лучшего. По музыкальному содержанию все вставки неразличимы, поскольку основаны на одном и том же ритмическом фоне.

Основное время в фильме Пушкин проводит, занимаясь всем, кроме поэзии. Молодой поэт веселится и вытворяет различные шалости в столице, затем в южной ссылке начинает роман с графиней Воронцовой (в исполнении Ани Чиповской), что способствует его взлёту: она наряжает его в экстравагантные костюмы в стиле Байрона, что привлекает внимание общественности. В Михайловском он переживает за друзей-декабристов, идёт на конфронтацию с Бенкендорфом (в роли Сергей Гилев) и дерзит Николаю I (Евгений Шварц). Тематика творческой свободы и цензуры, очевидно, волнует создателей картины — ей отведено целых два музыкальных номера. Однако высказать свою позицию по этому вопросу так же откровенно, как их герой, авторам не хватает смелости, и сюжет словно гаснет, когда Пушкин решает связать себя узами брака.

В быстром темпе мелькают такие события, как сватовство к Наталье Гончаровой (Алена Долголенко), свадьба, рождение детей, балы, и унизительное назначение камер-юнкером, дуэль с Дантесом (Флориан Дебиендра). Жена пытается спасти Пушкина, отчаянно мчась по улицам Петербурга в меховом берете, в то время как царь и Бенкендорф вдруг понимают, какую важную фигуру они могут потерять, но времени уже не осталось. Над замерзшей Невой поднимается солнце русской поэзии, предвещая успешный коммерческий исход этого фильма.

Сергей Русанов