Найти в Дзене
Саратов, поехали!

Екатеринбургский музей изобразительного искусства: чугун, передвижники и наивное искусство.

Мы, несмотря на то, что специализируемся больше на пище телесной, не чужды и пище духовной. Поэтому если есть возможность посетить художественную галерею - мы ее посещаем. Тем более, в Екатеринбургский музей изобразительного искусства считается крупнейшим художественным музеем Урала. И тут можно найти работы совершенно разных авторов - начиная от Родченко и заканчивая Кустодиевым. Сразу предупредим: в этой статье не будет глубокого анализа картин и других экспонатов. Мы хотим, чтобы прочитав эту статью, простой турист (не искусствовед) мог для себя сделать какие-то выводы и решить - стоит ли посещать это место или нет. Всего у музея 4 здания: Главное, где располагается основная композиция, Эрмитаж-Урал, Музей наива и Центр истории камнерезного дела. Мы, конечно же, отправились в главное здание. Оно располагается прямо в центре города на набережной реки Исети. Рядом приятный сквер, где можно прогуляться после посещения музея. Билет стоит 400р. Есть различные льготы. Например, в тот день

Мы, несмотря на то, что специализируемся больше на пище телесной, не чужды и пище духовной. Поэтому если есть возможность посетить художественную галерею - мы ее посещаем.

Тем более, в Екатеринбургский музей изобразительного искусства считается крупнейшим художественным музеем Урала. И тут можно найти работы совершенно разных авторов - начиная от Родченко и заканчивая Кустодиевым.

Сразу предупредим: в этой статье не будет глубокого анализа картин и других экспонатов. Мы хотим, чтобы прочитав эту статью, простой турист (не искусствовед) мог для себя сделать какие-то выводы и решить - стоит ли посещать это место или нет.

Всего у музея 4 здания: Главное, где располагается основная композиция, Эрмитаж-Урал, Музей наива и Центр истории камнерезного дела. Мы, конечно же, отправились в главное здание.

Оно располагается прямо в центре города на набережной реки Исети. Рядом приятный сквер, где можно прогуляться после посещения музея.

Билет стоит 400р. Есть различные льготы. Например, в тот день, когда мы пришли посмотреть экспозицию (а это была среда), посещение для пенсионеров было бесплатным.

Оставляем вещи в гардеробе, берем аудиогид, если есть такое желание (он бесплатный), и отправляемся осматривать экспонаты.

Сразу нас встречает большой павильон, где размещена большая коллекция уральского чугунного литья, и конечно же, тот самый уникальный Каслинский чугунный павильон.

Тот самый павильон. Великолепие.
Тот самый павильон. Великолепие.

Изделий из чугуна здесь огромное количество. Есть и декоративные фигуры, и печные двери, и полочки, и даже шашки из чугуна. А еще между полок гордо стоит чугунная Статуя Свободы.

Стоит. Соблазняет коммунистов своим капитализмом.
Стоит. Соблазняет коммунистов своим капитализмом.

Если долго рассматривать это богатство, то появляется ощущение, что попал в какой-то монохромный мир.

Поражаешься, насколько детально и изысканно могут выглядеть изделия из такого, казалось бы, грубого материала, как чугун.

Про Каслинский павильон можно найти информацию в интернете, копипастить ее в очередной раз не видим смысла. Хочется только отметить, что сооружение действительно монументальное. И даже представить страшно, сколько оно весит. Чугунные узоры хочется разглядывать и разглядывать. Находить в них известные мотивы и персонажей.

Особенно нам понравился Мефистофель, который стоит на выходе из павильона.

Стоит. Выжидает очередного Фауста.
Стоит. Выжидает очередного Фауста.

Но давайте уже посмотрим, какие же художники тут представлены.

Тут как в сказке: на право пойдешь - супрематизм найдешь, налево пойдешь - к передвижникам попадешь.

Родченко А.М. Беспредметная композиция. 1919. Хочется сесть и медитировать.
Родченко А.М. Беспредметная композиция. 1919. Хочется сесть и медитировать.

Или, если по-бюрократически, то с одной стороны - советское искусство XX века + современный наив. А с другой - русское искусство XVIII - начала XXвв.

Боголюбов А.П. Вид в Нормандии. 1870. Очень теплые ощущения от этой картины.
Боголюбов А.П. Вид в Нормандии. 1870. Очень теплые ощущения от этой картины.

Не будем спорить о достоинствах того или иного течения, скажу лишь только, что и там и, там есть интересные экспонаты. Как очень известных, так и совсем неизвестных авторов. На картинах прям так и написано - "Неизвестный автор".

Не смог найти это полотно на сайте, но оно нам очень понравилось. Называется "Театр", и тут очень здорово показано, сколько всего остается за кулисами. Того, что зритель не видит, но без него представления бы никогда не получилось.
Не смог найти это полотно на сайте, но оно нам очень понравилось. Называется "Театр", и тут очень здорово показано, сколько всего остается за кулисами. Того, что зритель не видит, но без него представления бы никогда не получилось.

Я не очень люблю соцреализм, но супрематизм мне нравится. К наивному искусству отношусь спокойно, но авангард воспринимаю весьма положительно. Из чего логически делаем вывод, что искусство - это про "что кому нравится", и с этой точки зрения тут каждый сможет найти что-то интересное.

Заболотский П.Е. Девушка с папиросой. 1850-е
Заболотский П.Е. Девушка с папиросой. 1850-е

Конечно, искусство XVIII - начала XX вв. более понятное и массовое. В этом плане в левом крыле больше работ, которые заинтересуют массового зрителя. Тут и Айвазовский, и Боголюбов, и Куинджи, и Шишкин - перечислять можно долго, разнообразие авторов достаточно обширно. Да, может быть работ представлено не так много, и это не лучшие образцы творчества этих великих художников, но, тем не менее, есть очень достойные и интересные экземпляры.

Вся выставка не такая уж и большая. Если особо не вникать, обойти ее можно за час-полтора. С аудиогидом, думаю, можно проходить и все три. А если любите именно созерцать, то и дольше.

Любителям живописи - точно стоит сюда заглянуть.

Есть тут еще зал камнерезного и ювелирного искусства Урала, но он, к сожалению, был закрыт на переоформление экспозиции. Ну что ж - придется приехать еще раз.

Макаров И.К. Портрет Марии Львовны и Софьи Львовны Перовских. А это просто прелесть. Особенно если знать, кем вырастет одна из девочек))
Макаров И.К. Портрет Марии Львовны и Софьи Львовны Перовских. А это просто прелесть. Особенно если знать, кем вырастет одна из девочек))