Найти в Дзене
«ФениксНistory»

На краю морской Ойкумены: загадки дальних плаваний мореходов Античности

Сейчас, к сожалению, не многие знают, что Античные мореходы славились дальними плаваниями. Так, суффет Карфагена Ганнон, еще в V веке до н.э., достиг Гвинейского залива, основав на западноафриканском побережье несколько колоний. Славными мореходами были и греки, основавшие десятки колоний в Средиземном и Черном морях. Римские торговые корабли, в первые века нашей эры, регулярно плавали в далекую Индию. Есть еще немало славных плаваний античных моряков, которые мало чем уступают путешествиям, например, Христофора Колумба. В древности мореходы использовали два основных типа судов: парусные и гребные. Несмотря на то, что конструкция кораблей античности прошла долгий путь развития от Древнего Египта до Византии, через Финикию, Грецию и Рим, их базовые принципы оставались неизменными. Парусники чаще всего служили для транспортировки грузов. Они отличались широким корпусом и большой вместимостью, имели высокие закругленные борта. Однако, не все парусные суда выглядели одинаково. На барельефе

Сейчас, к сожалению, не многие знают, что Античные мореходы славились дальними плаваниями. Так, суффет Карфагена Ганнон, еще в V веке до н.э., достиг Гвинейского залива, основав на западноафриканском побережье несколько колоний. Славными мореходами были и греки, основавшие десятки колоний в Средиземном и Черном морях. Римские торговые корабли, в первые века нашей эры, регулярно плавали в далекую Индию. Есть еще немало славных плаваний античных моряков, которые мало чем уступают путешествиям, например, Христофора Колумба.

Греческие мореходы
Греческие мореходы

В древности мореходы использовали два основных типа судов: парусные и гребные. Несмотря на то, что конструкция кораблей античности прошла долгий путь развития от Древнего Египта до Византии, через Финикию, Грецию и Рим, их базовые принципы оставались неизменными.

Парусники чаще всего служили для транспортировки грузов. Они отличались широким корпусом и большой вместимостью, имели высокие закругленные борта. Однако, не все парусные суда выглядели одинаково. На барельефе саркофага из Сидона, относящегося к эпохе Римской империи, изображена мачта, слегка наклоненная вперед, с небольшим кливером, предназначенным для улавливания встречного ветра. Управление судном осуществлялось с помощью руля. Это был типичный большой торговый корабль с высокими бортами, характерный для античного периода.

Гребные суда, впервые появившиеся на реке Нил во времена Древнего царства, вскоре распространились в Средиземном и Красном морях, о чем свидетельствуют изображения на барельефах в Дейр-эль-Бахри.

Египетский торговый корабль
Египетский торговый корабль

Современные исследователи обладают обширными знаниями о галерах, включая корабли, составлявшие знаменитый флот финикийского царя Сеннахериба в VII веке до нашей эры. Дошедшие до нас греческие тексты и изображения на керамике позволяют реконструировать внешний вид этих судов. Число гребцов на галерах варьировалось, редко превышая 50 (пентеконтеры). Технические ограничения обусловили одноярусное расположение гребцов, а руль размещался в кормовой части.

Более крупные весельные корабли появились в эпоху Птолемеев, а затем упоминаются у Плиния Старшего. В 40 году римляне построили пятиярусный корабль, рассчитанный на 400 гребцов, однако такие суда были непрактичны. Например, византийский флот использовал большие корабли для перевозки воинов, но для транспортировки 70 солдат требовалось 250 гребцов. Это были трудноуправляемые и неэффективные гиганты.

При попутном ветре на этих крупных галерах поднимали парус, чтобы сэкономить силы гребцов. В критических ситуациях гребцы работали круглосуточно, как в случае с доставкой известия в Митилен о прекращении войны Афинами, чтобы предотвратить разрушение города. Весельные корабли чаще всего применялись в военных целях, что стимулировало их совершенствование.

Финикийский торговый корабль
Финикийский торговый корабль

Античные корабли могли перевозить не более 60 тонн груза, поскольку они также предназначались для перемещения по суше, где находились несколько месяцев (с ноября по март), например, во время осад городов, таких как Троя, суда вытаскивали на берег. Вместимость кораблей была ограничена. Если галера вмещала 50 человек или 30 лошадей, то специальные транспортные суда могли перевозить до 400 человек на небольшие расстояния, а также преодолевать большие расстояния, если не перевозили пленных или рабов.

На продолжительность и скорость морских переходов влияло множество факторов: направление ветра (встречный или попутный), состояние моря (спокойное или штормовое), наличие препятствий вроде мелей и рифов, ясность видимости, особенности морских течений и время года. Не стоит забывать и про индивидуальные характеристики каждого судна, определяемые его конструкцией, типом парусов и квалификацией экипажа.

Геродот, утверждавший, что парусник за день преодолевает 120 км, а за ночь – 105 км, явно завышал показатели. Однако, иногда парусные суда демонстрировали удивительную скорость. Например, путь от Карфагена до Сеуты (возле Гибралтара) при благоприятных условиях навигации занимал всего семь суток, что соответствует средней скорости около 240 км в день!

Судно этрусков
Судно этрусков

В регионах, где преобладают муссонные ветры, суда в среднем проходили около 100 км в день. Так, чтобы добраться из Южной Аравии в Южную Индию, преодолев расстояние в 3800 км, требовалось около сорока суток.

Однако, чаще всего плавания под парусом затягивались из-за штилей, задержек в портах, штормов, сбивавших корабли с курса. Например, Цицерону понадобилось два месяца на то, чтобы пройти 1200 км от Эфеса до Бриндизи, а апостолу Павлу – целых шесть месяцев, чтобы добраться из Палестины в Рим.

В древности корабли редко выходили в открытое море ночью, предпочитая двигаться вдоль берега, от мыса к мысу, используя лот для измерения глубины. В ночное время рулевые ориентировались по звездам, но в условиях облачности это становилось невозможным, и судно часто отклонялось от курса. Хотя Гиппарх изобрел первую астролябию во II веке до н.э., у древних мореплавателей не было детальных морских карт. Они полагались на лоции, дальномеры и опыт предыдущих плаваний – периплы, в которых указывались расстояния между городами в стадиях или днях пути.

Греческий торговый корабль
Греческий торговый корабль

В развитых государствах процветали крупные и обустроенные гавани, такие как Александрия и Карфаген. Наряду с ними существовали небольшие пристани естественного происхождения, часто укрытые на островных берегах или в лиманах. Примеры включают Танжер, Сала, Азама и Серне на побережье Марокко; Вереницу, Адулис, Авалис и Опон на африканских берегах Красного моря и Индийского океана. Из Оселиса и Адена на юге Аравийского полуострова корабли отправлялись в Индию. Средиземноморское побережье, освоенное египтянами, карфагенянами, греками и римлянами, а также берега Красного моря и Индийского океана (до Рапты и мыса Прозон), и атлантическое побережье от Сеуты до устья Драа, были густо усеяны портами, где суда могли укрыться и пополнить припасы воды.

За пределами Римской империи в Африке античные корабли продвигались на значительные расстояния: на 5000 км вдоль восточного и на 1000 км вдоль западного побережья. Там экипажи добывали провизию и воду, обменивали товары и даже строили поселения, подобно арабам в Азании на берегах Индийского океана. Однако римляне часто сталкивались с враждебностью, особенно в Красном море, где господствовали местные пираты. Для безопасного плавания требовался мощный флот. На суше местные жители должны были остерегаться захвата в рабство незваными гостями.

Освоенные греками и римлянами африканские побережья простирались на 1000 км к югу от империи на западе и на 5000 км на востоке. Очевидно, западное побережье Африки было исследовано меньше, чем восточное. (На Красном море и в Индийском океане плавания совершались от Арсиноэ (Суэц) до мыса Празон, на 10 градусов южнее экватора, а на западе граница исследований находилась у Канарских островов и мыса Юби, на 28 градусов севернее экватора, что составляет разницу в 38 градусов по широте!) Чем объясняется такое различие?

Римский торговый корабль
Римский торговый корабль

Мы рассмотрели различные аргументы в пользу и против морских плаваний и исследовательских экспедиций, подчеркнув значимость ветрового фактора. На западном побережье, в районе Марокко, круглый год преобладают северо-западные и юго-западные ветры, огибающие Сахару и сохраняющие стабильное направление.

Эта устойчивая ветровая картина существует на протяжении тысячелетий, что подтверждается расположением неолитических находок в Западной Африке, находящихся в дюнах, сформированных преобладающими ветрами (Дра-Маличигдан и мыс Блан в Мавритании). В Индийском океане, к югу от мыса Гуардафуй, зимний муссон с ноября по март дует с северо-востока на юго-запад вдоль береговой линии, достигая Мозамбика. Летом же направление ветра резко меняется: с конца апреля до начала октября ветер дует с юго-запада.

Нам известно, что античные суда с прямыми парусами, лишенные киля, были неэффективны при боковом ветре. Следовательно, их передвижение было возможно только при попутном, попутно-боковом или переменном ветре. На восточном побережье мореплаватели могли использовать зимний муссон для продвижения на юг за экватор, а летний муссон – для обратного пути.

На западе меняющиеся ветры способствовали достижению Канарских островов, откуда можно было вернуться к марокканским берегам. Попытки продвинуться дальше на юг приводили мореплавателей к Сенегалу, однако обратный путь морем был невозможен. Эта проблема возвращения представляла собой серьезное препятствие для всех, кто плавал вдоль этого побережья, объясняя медленные темпы продвижения на юг вдоль западного африканского побережья.

-7