Найти в Дзене
Культурный код

Самолёт, на который США возлагали чрезмерные надежды: F-117 Nighthawk

В конце 1970-х годов в секретной лаборатории Skunk Works компании Lockheed рождался первый в мире боевой самолёт, спроектированный с учётом принципов малозаметности. Его облик был максимально необычен, а технологии носили самый передовой характер для своего времени. Это был Lockheed F-117 Nighthawk — «Ночной ястреб», чья история стала важной главой в истории военной авиации.

F-117 над пустыней Невада
F-117 над пустыней Невада

Появление F-117 было обусловлено реалиями Холодной войны. После серьёзных потерь в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке стало ясно, что советские системы ПВО способны эффективно поражать авиацию, особенно с помощью зенитных ракет класса «земля-воздух». Американские военные специалисты пришли к выводу, что нужен новый самолёт, способный преодолевать плотные системы противовоздушной обороны без обнаружения. Эта концепция легла в основу программы Have Blue, которая затем привела к созданию F-117.

F-117 в полёте
F-117 в полёте

Изучение информации из внутренних отчётов Совета по оборонным наукам, составленных в 1974 году, позволяет сделать вывод, что эксперты выражали обеспокоенность по поводу того, что в случае крупного военного конфликта в Европе системы противовоздушной обороны стран Организации Варшавского договора могут существенно ограничить действия военно-воздушных сил НАТО. Это обстоятельство стимулировало разработку технологий, направленных на снижение радиолокационной заметности. В то время это было новой областью, где физика, математика и авиастроение объединились для решения общей задачи.

Важным этапом в развитии американских стелс-технологий стало внедрение в практику идей советского учёного Петра Уфимцева. В 1962 году он изложил теорию, утверждающую, что радиолокационный сигнал определяется не столько размером объекта, сколько формой его кромок. Это открытие, долгое время остававшееся лишь теоретическим, стало возможным благодаря прогрессу в вычислительной технике. К началу 1970-х годов компания Lockheed разработала программу «Эхо», позволяющую создавать самолёты, которые эффективно рассеивают радарные импульсы.

F-117 в Кувейте, 1998 год
F-117 в Кувейте, 1998 год

Плоские грани вместо обтекаемых форм в новом самолёте — это компромисс между аэродинамикой и электромагнитной скрытностью. В Skunk Works знали, что такой подход потребует исключительно точного управления полётом. Это стало возможным благодаря цифровым системам. Все эти конструктивные и программные инновации легли в основу всех последующих проектов малозаметных самолётов.

Демонстративный летательный аппарат Have Blue стал первым физическим воплощением этих идей в рамках программы DARPA. За два года построили два экспериментальных самолёта, используя проверенные компоненты: двигатели T-38, шасси A-10 и другие. Это позволило сократить затраты времени и ресурсов. Проведённые испытания наглядно показали, что можно значительно уменьшить радиолокационное сечение, делая аппараты почти невидимыми для большинства радаров того времени.


Три проекции F-117A
Три проекции F-117A

Хотя во время испытаний произошли две аварии, результаты оказались обнадеживающими. Испытания Have Blue заложили основу для запуска полноценной программы Senior Trend, которая впоследствии стала проектом F-117.

Работа над F-117 началась в ноябре 1978 года и проходила в условиях максимальной секретности. Проект возглавили Бен Рич и Алан Браун, опытные инженеры, ранее работавшие над рядом секретных проектов. Разработка велась на базе Skunk Works в Бербанке, где все этапы строго контролировались: ни одно слово о проекте не должно было покинуть стены лаборатории.

F-117A окрашенный в экспериментальную камуфляжную схему «Серый дракон»
F-117A окрашенный в экспериментальную камуфляжную схему «Серый дракон»

Для маскировки некоторые компоненты заказывали под другими номерами, а оборудование закупали без указания назначения. Все лётные испытания проходили на полигонах Грум-Лейк и Тонопа, которые были закрыты для посторонних. Первый полёт YF-117A состоялся в июне 1981 года, а серийное производство запустили уже через год. Всего на этом этапе построили 59 боевых машин и пять прототипов.

После принятия на вооружение в 1983 году F-117 оставался в секрете ещё несколько лет. Пилотов готовили на самолётах LTV A-7 Corsair II, чтобы сохранить секретность нового истребителя. Обслуживание требовало особого подхода — поверхности нужно было регулярно обрабатывать специальными составами, а любые даже незначительные повреждения покрытия могли повлиять на уровень скрытности и аэродинамические качества.

F-117 79-7084 заправляется в воздухе в 1983 году.
F-117 79-7084 заправляется в воздухе в 1983 году.

В 1986 году произошла одна из первых известных аварий F-117 в Национальном лесу Секвойя. Для предотвращения утечки информации обломки были заменены на части другого самолёта, а место происшествия огорожено. Подобные меры предосторожности применялись постоянно, чтобы никто из гражданских лиц не получил доступ к информации о технических характеристиках или конструкции самолёта.

Официальное представление F-117 состоялось в ноябре 1988 года, когда помощник министра обороны США Дж. Дэниел Ховард показал журналистам фотографию самолёта. Это положило конец многолетним домыслам и слухам о существовании «невидимого истребителя» под кодовым названием F-19. После этого пилоты могли летать на F-117 и днём, а не только ночью, как раньше.

Вид спереди на F-117
Вид спереди на F-117

Первое боевое задание самолёт выполнил в 1989 году во время операции в Панаме. Затем F-117 принял участие в войне в Персидском заливе, где совершил более тысячи боевых вылетов. Он стал символом точечного удара, хотя позже выяснилось, что эффективность некоторых миссий была завышена. Тем не менее, именно этот самолёт впервые показал, как технологии стелс могут менять характер современного боя.

F-117 был штурмовиком с одним пилотом и двумя турбореактивными двигателями General Electric F404 без форсажа. Эта конфигурация минимизировала инфракрасную сигнатуру, но ограничивала скорость дозвуковой отметкой. Угловатая форма крыла и высокая стреловидность (50 градусов) усложняли аэродинамику. Поэтому управление осуществлялось через цифровую систему FBW.

Кабина пилота YF-117A
Кабина пилота YF-117A

Вооружение самолёта включало управляемые бомбы GBU-10, GBU-12 и GBU-27, а также JDAM с GPS-наведением. Целеуказание осуществлялось с помощью тепловизора и лазерного дальномера. Отсутствие радара делало F-117 менее универсальным в сравнении с многофункциональными истребителями, но повышало уровень скрытности.

В марте 1999 года F-117 понёс самую серьёзную потерю в своей истории. Самолёт AF 82-0806 был сбит системой ПВО Сербии. Его серьёзно повредила зенитная ракета SA-3, выпущенная из комплекса С-125. Этот случай продемонстрировал, что технологии стелс не обеспечивают абсолютной защиты. Югославским специалистам удалось применить старую, но действенную тактику: они запускали ракеты в заранее рассчитанные точки, где, по их данным, находился самолёт.

Обломки сбитого F-117 в Белградском музее
Обломки сбитого F-117 в Белградском музее

После этого инцидента ВВС США начали менять тактику применения F-117. А поступившие данные о возможном изучении технологий самолета Россией и Китаем вызвали тревогу в оборонных кругах. Тем не менее, американское командование заявило, что эта информация устарела и не представляет ценности - на смену F-117 Nighthawk стремительно приходили летательные аппараты нового поколения.

К началу 2000-х F-117 устарел. Высокая стоимость обслуживания, ограниченные боевые возможности, появление новых технологий сделали его ненужным. В 2005 году Минобороны решило списать самолёт. Окончательно его вывели из строя к 2008 году, отправив последние машины на хранение в Тонопу.

Самолет F-117 выполняет боевой вылет с использованием бомб GBU-27 с лазерным наведением.
Самолет F-117 выполняет боевой вылет с использованием бомб GBU-27 с лазерным наведением.

Часть парка осталась в рабочем состоянии. Эти самолёты используют для обучения и исследований. Иногда они участвуют в учениях, таких как Northern Edge или Savannah Sentry. Это подтверждает их важность как инструмента для тренировки систем обнаружения и противодействия стелс-технологиям.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.