- Обязаны ли родители проходить ПМПК, если есть явные признаки отставания ребенка в развитии, или это исключительно их добровольное решение?
- Каковы полномочия и обязанности воспитателя и администрации детского сада в такой ситуации?
- Можем ли мы как-то повлиять на ситуацию, если считаем, что пребывание этого ребенка в данной группе без специального сопровождения (например, тьютора) нарушает образовательные и психологические потребности наших детей?
Мой сын в этом году пойдет в подготовительную группу. Детки у нас все примерно одного возраста, 6-7 лет, уже активно готовятся к школе, учат буквы, цифры, играют в сложные ролевые и настольные игры. И есть в нашей группе девочка, назовем ее Анечка. Она очень милая, тихая, но любому взрослому, даже не специалисту, видно, что Анечка сильно отстает от сверстников в развитии.
Ей осенью тоже исполнится шесть, но по поведению, по речи, по интересам – это ребенок года на три, может, чуть больше. Например, пока наши дети строят сложные замки из Лего или играют в «магазин», распределяя роли, Анечка может просто сидеть рядом и методично строить башенку из двух-трех кубиков. Она не понимает правил элементарных игр, не может поддержать разговор.
Речь у нее очень нечеткая, многие слова она произносит так, что даже мы, взрослые, не всегда понимаем, что она хочет сказать. Дети, естественно, не понимают ее и подавно. В плане самообслуживания она большая молодец, в этом году научилась одеваться почти без помощи, но на этом, к сожалению, ее успехи в сравнении с ровесниками заканчиваются.
И вот в чем главная беда. Дети с ней не играют. И это не тот случай, когда ребенка травят, обзывают или обижают – нет, этого, слава богу, нет. Они ее просто… не замечают во время свободной игры. Они спокойно встанут с ней в пару на физкультуре, если так скажет воспитатель, уступят качели, поделятся игрушкой, если она подойдет. Но как только начинается свободная игра, где нужно договариваться, придумывать сюжет, следовать правилам, Анечка оказывается одна.
Мой Костя мне так и говорит: «Мама, с Аней неинтересно. Я ей говорю: "Давай ты будешь продавец, а я покупатель", а она просто берет все яблоки и уносит. Она не понимает».
И мне до слез жалко эту девочку! Она сидит одна в уголке со своими кубиками, пока вокруг кипит жизнь. Но я не могу заставить своего шестилетнего сына играть в то, что ему неинтересно, или быть «нянькой» для другого ребенка, просто потому что мне, взрослой тете, ее жалко. И другие родители в таком же положении.
Самое сложное в этой ситуации – это позиция Анечкиных родителей. Они делают вид, что все в порядке. На любые намеки воспитателя, что девочке, возможно, нужна консультация специалистов (логопеда, дефектолога, психолога), они реагируют очень агрессивно.
Им проще написать жалобу на воспитателя, что та «не может найти подход к их ребенку» и «создать в группе дружелюбную атмосферу», чем признать, что у дочки есть определенные трудности. Они видят проблему не в особенностях развития своего ребенка, а в том, что другие дети «плохие» и «не хотят с ней дружить». О переводе в группу помладше, где Анечке было бы гораздо комфортнее и интереснее, они и слышать не хотят.
Наша воспитательница - замечательный педагог, но она тоже в тупике. Она старается включать Анечку в общие занятия, но физически не может заставить 20 детей играть с одним ребенком, если у них нет общих интересов.
И я, как мама, просто в растерянности. Мне больно смотреть на одинокую Анечку. Мне тревожно за атмосферу в группе, ведь дети, хоть и не обижают ее, но учатся игнорировать того, кто «не такой, как все». И я не знаю, как мне себя вести, как говорить об этом со своим сыном, и есть ли вообще какой-то выход из этой ситуации, который бы устроил всех и не навредил детям.
- Спасибо вам за такое подробное и честное письмо. Ваша ситуация действительно очень деликатная и сложная, и я прекрасно понимаю ваши переживания. Вы попали в очень непростую обстановку, где переплетаются педагогика, этика и юриспруденция. Давайте постараемся разобраться во всем по порядку.
Обязаны ли родители проходить ПМПК, если есть явные признаки отставания ребенка в развитии, или это исключительно их добровольное решение?
❌ Прохождение ПМПК – это исключительно добровольное решение родителей. Заставить их никто не может.
По ст. 44 Федерального закона "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей. Именно они несут ответственность за ребенка и принимают ключевые решения.
ПМПК – это комиссия, которая дает рекомендации по созданию специальных условий для обучения ребенка. Ее заключение – это не диагноз, а помощь. Но пройти ее можно только с согласия родителей (законных представителей).
Поэтому, как бы ни были очевидны трудности у Анечки, без желания ее родителей детский сад не может направить ее на комиссию.
Каковы полномочия и обязанности воспитателя и администрации детского сада в такой ситуации?
❌ Их возможности ограничиваются рекомендациями и уговорами. Настаивать или требовать они не имеют права.
Обязанность детского сада – создать для каждого ребенка безопасные и благоприятные условия для развития (ст. 28 Закона об образовании). Это включает в себя и индивидуальный подход.
Воспитатель и психолог сада могут (и должны) проводить наблюдения за ребенком, фиксировать трудности, а затем рекомендовать родителям обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, психологу) или на ПМПК.
Они могут приглашать родителей на беседы, объяснять, почему это важно для самой девочки. Но если родители в ответ пишут жалобы и занимают оборонительную позицию, то, к сожалению, рычагов давления у детского сада нет.
Их задача – продолжать работать с ребенком в рамках своих компетенций и создавать условия для его интеграции в коллектив.
Можем ли мы как-то повлиять на ситуацию, если считаем, что пребывание этого ребенка в данной группе без специального сопровождения (например, тьютора) нарушает образовательные и психологические потребности наших детей?
Да, у вас есть право требовать качественного образовательного процесса для ваших детей. Но действовать нужно очень корректно.
Ваше право – это право вашего ребенка на получение качественного дошкольного образования в комфортной и безопасной психологической среде.
Аргументировать свою позицию нужно не тем, что "Анечка нам мешает", а тем, что "сложившаяся в группе ситуация не позволяет воспитателю уделять достаточное внимание всем детям, из-за чего страдает общий образовательный процесс" или "создается нездоровая психологическая атмосфера, с которой дети не могут справиться самостоятельно".
Вы имеете право обратиться к заведующей (лучше коллективно от нескольких родителей) с просьбой организовать образовательный процесс таким образом, чтобы потребности всех детей были удовлетворены.
Это может включать в себя работу психолога с группой, помощь воспитателю со стороны методиста или, в идеале, постановку вопроса перед Управлением образования о выделении ставки тьютора или ассистента в группу (хотя без заключения ПМПК это почти невозможно).
Считается ли социальная изоляция (когда ребенка не обижают, а просто игнорируют в игре) формой нарушения прав этого ребенка? И кто несет за это ответственность – другие дети, их родители, воспитатель?
Да, это можно считать нарушением права ребенка на интеграцию в коллектив. Ответственность лежит не на детях, а на взрослых.
Дети в 6-7 лет не обязаны и часто не могут самостоятельно наладить игру с ребенком, чье развитие и интересы сильно отличаются. Требовать от них этого – неправильно. Они не несут за это ответственности.
Ответственность несут взрослые – в первую очередь, педагогический коллектив детского сада. Их задача – создавать такие условия и организовывать такие совместные игры и занятия, в которых Анечка могла бы быть успешной и интересной для других детей на своем уровне. Это называется педагогической работой по социализации. Если воспитатель просто опускает руки, он не выполняет часть своих профессиональных обязанностей.
Как доказать, что ребенку действительно требуются особые условия или программа, если его родители находятся в позиции отрицания?
✅ Вы, как родители, никак не можете это доказать. Это могут сделать только специалисты.
Ставить диагнозы, определять потребность в особых условиях – это компетенция врачей и психолого-педагогической комиссии. Вы можете лишь говорить о наблюдаемых фактах: "ребенок не участвует в общих играх", "не усваивает программу подготовительной группы", "воспитатель вынужден уделять ему большую часть времени, отвлекаясь от других детей". Это не диагноз, а описание педагогической ситуации, которое вы имеете право донести до руководства сада.
Что делать, если действия (или бездействие) родителей ребенка с особенностями и позиция администрации сада приводят к постоянным конфликтам и нездоровой атмосфере в группе?
Обращаться к заведующей с коллективным письменным заявлением с просьбой принять меры по нормализации психологического климата в группе.
Не нужно вступать в прямой конфликт с родителями Анечки. Это тупиковый путь. Ваш адресат – заведующая.
Ваше обращение должно быть не жалобой на Анечку или ее родителей, а просьбой о помощи в решении общей проблемы:
"Уважаемая [Имя Отчество], в нашей группе сложилась нездоровая обстановка, дети испытывают трудности в общении, что сказывается на их эмоциональном состоянии. Просим вас привлечь психолога для работы с группой и провести собрание с участием всех сторон для поиска конструктивного решения".
Заведующая несет ответственность за все, что происходит в ее учреждении, включая организацию образовательного процесса и разрешение конфликтных ситуаций (ст. 28 Закона об образовании). Она должна быть главным модератором в этом процессе, организовывать встречи, привлекать специалистов, разговаривать с родителями и персоналом. Перекладывать это на воспитателя – неверно и непрофессионально.
Какие конкретные шаги вы бы посоветовали предпринять родительскому коллективу нашей группы, чтобы помочь и этой девочке получить необходимую ей помощь?
Разъяснение – по шагам:
☑️ Поговорите с несколькими адекватными родителями из вашей группы. Важно, чтобы это была не "кучка недовольных", а группа обеспокоенных мам и пап, которые хотят найти конструктивное решение.
☑️ Инициируйте коллективную встречу с заведующей и воспитателем. Попросите, чтобы на встрече присутствовал и штатный психолог детского сада.
☑️ На встрече озвучьте не претензии, а ваши общие переживания: за Анечку, которой одиноко; за ваших детей, которые не знают, как себя вести; за воспитателя, которому объективно тяжело.
☑️ Предложите конкретные решения:
- Попросите психолога провести с группой цикл игр на сплочение, толерантность и умение взаимодействовать.
- Спросите, как вы, родители, можете помочь воспитателю (например, принести какие-то определенные настольные игры, которые могут объединить детей с разным уровнем развития).
- Предложите заведующей организовать общее родительское собрание на тему "Как научить детей дружить и принимать друг друга", возможно, с приглашенным специалистом.
- Это будет полезно всем, и родители Анечки, возможно, услышат важную для них информацию в неконфликтной форме.