Эта статья будет не про описание очередной схемы мошенничества, она важна для понимания социальной инженерии, как люди попадаются, на как нам кажется со стороны, банальный обман. Я не профессиональный психолог, поэтому сравнение с этим экспериментом покажется натянутым, однако я думаю, что он особенно близок к телефонному мошенничеству.
Эксперимент Чарльза К. Хофлинга
Классическое исследование в области социальной психологии, проведённое в 1966 году. Его целью была проверить, насколько медсёстры подчиняются приказам, даже если эти приказы могут быть опасными.
Место действия: Психиатрическая больница.
Время: Ночь 1966 г. (месяц и день не известен).
Испытуемые: Медсестры ночной смены (22 человека).
Детали эксперимента:
· Человек звонил медсёстрам в больницу и представлялся «доктором Смитом» и просил проверить наличие в аптечке препарата под названием «Астротен».
· Сам препарат был выдуман (это была безвредная сахарная пилюля) и заранее подложен в аптечку, и на этикетке было указано, что максимальная доза 10 мг.
· Когда медсестры подтверждали, что препарат в наличии, «доктор Смит» просил дать пациенту 20 мг. «Астротена» с объяснением, что назначение препарата оформит позже, по приезду в больницу. Псевдо-доктор во время разговора торопился и сообщал что «отчаянно опаздывает».
По логике медсестры не должны были выполнять требования, полученные по телефону и на это было несколько причин:
- Кодекс поведения больницы устанавливает, что медсёстры должны подчиняться только врачам, которых они знают; они не должны были выполнять поручение, которое им сказал неизвестный доктор по телефону;
- Даже если они слышат знакомый голос врача, то все документы на назначение препаратов, оформляются заранее. Прием препарата, до его оформления, является нарушением;
- Само лекарство не входило в список лекарств, имеющихся в отделении;
- На самом выдуманном препарате, было указано, что доза, превышающая 10 мг., может представлять опасность для пациента (напомню, «врач» по телефону, прописал вдовое больше!).
По правилам эксперимента, телефонный разговор прекращался, если медсестра:
(А) выполняла распоряжение врача;
(Б) сопротивлялась распоряжению;
(В) шла за советом;
(Г) расстраивалась;
(Д) не могла найти лекарство;
(Е) если разговор длился дольше 10 минут.
Результаты:
· Большинство медсестёр (21 из 22) готовы были выполнить приказ, даже зная, что дозировка опасна. У палаты пациента их остановил наблюдатель в отделении.
· 11 медсестер, которые пошли вводить препарат, признались, что знали дозировку «Астротена». Остальные 10 не заметили, но посчитали, что это безопасно, поскольку им так приказал врач.
Эксперимент продемонстрировал, что люди крайне неохотно подвергают сомнению предполагаемый «авторитет», даже если у них есть на то веские основания.
Когда позже медсестёр опросили, они отметили, что многие врачи имели привычку отдавать распоряжения по телефону и сильно раздражались, если их не выполняли. И хотя такое подчинение противоречило правилам, неравные отношения между врачами и медсестрами означало, что жизнь медсестры была бы очень трудной, если бы она не делала то, что ей говорят.
Исследование Хофлинга показало, как социальное давление, вызванное дисбалансом власти, может привести к тому, что медсестра на самом деле подвергнет пациента риску, а не нарушит приказы.
В дальнейшем, в подобном масштабе исследования не проводились, в том числе по этическим соображениям, т.к. часть медсестер испытала стресс после того как узнали об эксперименте, невольными участниками которого они стали.
Сам же эксперимент, преодолев время, в наши дни преобразился в сюжеты новостей, когда из криминальных сводок, мы узнаем об очередной сотруднице, которая перевела деньги фирмы на неизвестный счет; бюджетником на пенсии, с которым связался бывший начальник и сообщившем о расследовании при кураторстве ФСБ (с дальнейшим переводом денег на безопасный счет); молодом человеке который не только перевел деньги, но и пошел поджигать петарды в отделении банка; ребенке, с которым также связались через детскую онлайн-игру и он передал «на проверку» деньги и драгоценности сотруднику «финмониторинга».