Ох, какой же в интернете разгорелся спор после заявления чиновницы Минтуризма Абхазии Кристины Лакербая, что бедные путешественники не нужны Абхазии, поскольку не приносят пользы: не покупают сувениры, не тратятся в ресторанах.
Фраза о «туристах за 300 рублей», которые питаются «Дошираками», мгновенно вызвала бурю возмущения в соцсетях.
И все бросились осуждать эту даму, хотя доля правды в ее словах есть.
Расскажу на примере нашего любимого Крыма, и как он начал меняться, когда сюда поехали не только туристы «за 300 рублей».
Во времена Крыма в составе предыдущей страны среднестатистический портрет крымского туриста выглядел так: берем с собой картошку и сало, снимаем комнату на 10 человек за 100 гривен. Купаемся, загораем, уезжаем обратно.
Что было: огромная нагрузка на инфраструктуру Крыма в летний период (туристы пользовались дорогами, набережными и пляжами, водными ресурсами, производили твердые бытовые отходы) и нулевые поступления в бюджет (обычно с этих 100 рублей собственник этой комнаты не платил ничего).
Других поступлений в бюджет в Крыму практически не было. Промышленность загнулась еще в 90 годы (да и нужна ли она в таком рекреационном регионе), а сельское хозяйство на просторах Крыма всегда рискованное и убыточное из-за климатических особенностей.
Как развивать полуостров? На какие деньги?
В российских реалиях картина изменилась. В Крым поехали туристы со средним и выше среднего доходом. Такие отдыхающие снимают номера в хороших отелях и гостиницах, обедают в ресторанах и кафе, приобретают экскурсии и продукцию у местных производителей.
И вся отрасль крымского туризма начала расцветать и меняться на глазах. Возвели хорошие отели, атмосферные заведения, оборудовали пляжи. Появились новые рабочие места в сфере туризма.
Большие отели, гостиницы и рестораны являются плательщиками налогов в бюджет Крыма. Поэтому у правительства появилась возможность содержать всю рекреационную инфраструктуру.
Конечно, на строительство масштабных объектов Крым получил дотации из Федерального бюджета. Но, поддерживать возведенные объекты уже будет за свой счет.
Поэтому слова о том, что Абхазии «не нужны бедные туристы» с экономической точки зрения довольно оправданы. Вот только где туристы сегмента VIP смогут потратить свои сбережения в Стране Души, мне не понятно.
Кстати, некоторые российские чиновники тоже придерживаются схожей позиции.
Вспомним высказывание камчатского министра природных ресурсов и экологии Алексея Кумарькова о бюджетных туристах:
«А нам, жителям Камчатки, зачем это нужно – чтобы к нам ехали «задёшево»? Какой будет толк для экономики и природы Камчатки, если сюда хлынет саранча нищебродствующих пакетников, жмущихся за каждый рубль? Мы решили развить массовый сегмент? А у нас развита для этого инфраструктура? Отличный шанс ничего не заработать, но все окончательно за…ть».
Когда мы летели на Камчатку, наша мама тащила с собой ящик с помидорами и фруктами (просьба сильно не ржать), мотивируя это тем, что на земле вулканов фрукты и овощи дорогие и не вкусные. Сразу вспомнились слова про нищебродов😂
А как считаете вы, что надо сделать в рекреационных регионах, чтобы и бюджетным туристам и премиум сегменту было хорошо на отдыхе?