Недалеко от метро Марьина Роща находится один из старейших детских парков Москвы, созданный на месте бывшего Лазаревского кладбища – первого городского, созданного еще по указу Елизаветы Петровны (1709–1761, годы правл. 1741–1761) .
Божий дом
В 1732 году от храма Иоанна Воина на Божедомке был перенесен амбар для хранения мертвых тел.
В старину в Московском государстве принято было хоронить «по чести» лишь тех, кто почил с покаянием и причастившись. Все прочие и, прежде всего, конечно, самоубийцы, считались умершие «дурною смертью», их закапывали где-нибудь в поле, на выгоне, «на буйвище», только дважды в году – в четверг седьмой недели после Пасхи, в так называемый Семик, и на Покров – октября по ст. ст. Если кто-то отдавал Богу душу задолго до дозволенного дня похорон, его тело оставляли дожидаться погребения в специальном помещении с ледником, называвшимся «убогим или Божьим домом».
Лазаревское кладбище
В 1748 году Елизавета Петровна приказала для неимущих прихожан отвести вне Москвы кладбище и выстроить там на ее кошт церковь. Комитет, в который входил архитектор Дмитрий Васильевич У́хтомский, избрал Марьину рощу, где уже был Божий дом. В 1750 году была освящена деревянная церковь во имя святого Лазаря, поэтому кладбище стало называться Лазаревским.
До 1771 года окруженное густым Марьинским лесом, кладбище почиталось московским людом про́клятым, таинственным местом. Когда же были созданы "чумные" кладбища за границей Камер-Коллежского вала, Лазаревское, оказавшееся единственным в Москве кладбищем внутри Камер-Коллежского вала, сделалось престижным. В XIX веке на нем уже хоронили купцов, духовенство, артистов, художников, архитекторов.
В 1916 году Алексей Тимофеевич Саладин (1876 – 1918, московский писатель-краевед) писал, что Лазаревское кладбище «далеко не ласкает взгляда… Спрятавшись от всякого шума за прочными стенами, кладбище покрылось буйной растительностью». Трава выше пояса скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти только с трудом, обжигаясь о крапиву. Вековые берёзы, липы и тополя, а больше вётлы (ивы), дают густую тень.»
Храм на кладбище
Как и полагается, при кладбище была устроена церковь (1750) для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. Вскоре деревянная церковь обветшала. В 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом, построенный по проекту его зятя, В. Баженова, сохранился на проспекте Мира, 16).
Лука Долгов получил разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменную, а также богадельню при ней. Проект храма на Лазаревском кладбище разработал архитектор Елизвой Назаров, зять Долгова.
Афанасий Иванович Долгов, родной брат Луки Долгова, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по проекту другого зятя Долговых – В. Баженова
Есть версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит Василию Баженову. Храм построили в 1787 году в стиле раннего классицизма.
Расписывал храм Антонио Клаудо, иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти.
Антонио Клаудо – итальянский художник, на рубеже XVIII–XIX веков работавший в Москве и Подмосковье. Некоторые объекты, которые он расписал:
Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва, ул. Александра Солженицына, 15/2) — росписи и иконы главного иконостаса, выполнены в 1800–1801 годах.
Большой собор Донского монастыря.
Храм имел три престола:
главный – в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов;
правый – во имя святого апостола Луки, небесного покровителя Луки Ивановича Долгова;
левый – во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, в память о первом деревянном храме.
Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви в 1783, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века.
В 1903–1904 годах трапезная храма была увеличена по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского, при этом колокольни были перемещены и установлены в том же виде.
С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.
Советское время. Парк
В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты.
Кладбище закрыли в 1936, в 1939 сравняли с землей и устроили Детский парк Дзержинского района. На кладбище по разным источникам было от 50 до 80 тысяч захоронений.
До 1975 года граница парка доходила до детского сада, его сегодняшний адрес: 2-я улица Марьиной Рощи, 2А.
Легендарные фигуристы, Олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов на катке парка впервые катались вместе. В 1954 году Людмила Белоусова занимала должность общественного инструктора начинающих фигуристов в парке имени Дзержинского и потому была отправлена на тренерское собрание. Олег Протопопов неожиданно для себя поехал в Москву на «третьесортный тренерский семинар», поскольку руководителям ленинградской секции фигурного катания оказалось «некого больше туда послать». «Какая-то группа фигуристов не явилась на тренировку, образовалось «окно». И тогда кто-то из нас предложил покататься», — вспоминали спортсмены. Каток оказался настолько мал (9х9 метров), что одиночники случайно столкнулись, схватились друг за друга и по инерции сделали свое первое совместное вращение. После этого они уже намеренно исполнили синхронную «ласточку». «Ласточка» получилась удачно, мы почувствовали ее «прочность», и какое-то шестое чувство подсказало, что мы непременно будем кататься вместе», — признавались потом спортсмены.
В 1975 году, после строительства Рижской эстакады и продления Сущевского вала, площадь парка сократилась.
Остатки надгробий можно было видеть в 60-е. В конце 50-х в церкви еще было общежитие.
В 1985 году в парке прошла реконструкция и переименование, он стал называться Фестивальным.
Постсоветский период
В 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет.
В 2000 году рядом с храмом освящена часовня Владимирской иконы Божией Матери в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.
При храме действуют: иконописная мастерская Диво, одно из первых православных издательств, появившихся в России после 1991 года, воскресная школа для детей и взрослых, библейский кружок.
В 2005 году был построен Шереметьевский тоннель на Сущевском валу (в рамках строительства Третьего транспортного кольца) и расширена проезжая часть, парк еще уменьшился.
В 2017 году в парке провели очередную реконструкцию. Сегодня в парке (общая площадь 12,6 га) расположен Культурно-спортивный комплекс «Новая Лига», включающий спортивные площадки, тренажерный зал, кёрлинг-клуб; конно-спортивная площадка; голубятня; площадка для выгула собак:
Ближайшая станция метро – Марьина Роща
Про тех, кто был похоронен на Лазаревском кладбище читайте здесь.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Устюгов М. Тайны Лазаревского кладбища. Русская православная церковь. Московская (городская) епархия. Официальный сайт
Рябинин Ю.В. История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины
Саладин А.Т. Очерки истории московских кладбищ – М.: Издательство "Книжный сад", 1997