Найти в Дзене
Рюкзак с молитвой

Кто виноват?

Сегодня утром за Божественной литургией мы слышали слова апостола Павла: «Мы знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Как часто эти стенания отзываются в нашей собственной жизни! Скорби, проблемы, неожиданные удары судьбы — болезни, потери, бытовые неурядицы, несправедливость, злоба, наконец, гул войны, доносящийся до самых тихих уголков.

Человеческая природа немедленно ищет ответ: кто виноват? Если находится конкретный «виновник» — другой человек, обстоятельства, власть — то рождаются обида, гнев, вражда, которые лишь умножают страдание.

Но апостол приоткрывает нам тайну, лежащую гораздо глубже поверхности событий. Он напоминает, что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Весь прекрасный мир, сотворенный Богом и врученный человеку как царю и хозяину, был искажен нашим собственным отпадением от Творца. Бунт Адама, разрыв с Источником Жизни и Блага, впустил в мир, зависимый от человека, разрушение, тление и смерть. И теперь «вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19) — ждет, когда человек, обретая подобие Божие во Христе, исцелится сам и исцелит вверенное ему творение.

Разрушения, скорби, войны — это не произвольная «кара Небес», не слепой гнев Божий. Вспомним Самого Господа: Он, Вечный Бог, уничижил Себя, приняв образ раба, облекшись в наше тленное творение. Он был изранен, поруган, оплеван, предан, обнажен и вознесен на Крест — самое позорное орудие казни того времени, на виду у всей вселенной. И что же? Он не призывал огонь с небес на Своих мучителей, не изрекал проклятий. С высоты Креста звучала молитва: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Разве Тот, Кто так пострадал и так простил, станет жестоко карать нас, как обиженный гордец, «под одну гребенку»? Конечно же нет! Основные же скорби мира — это закономерный, страшный плод человеческого беззакония, накопленного веками отпадения от Бога, особенно когда люди прикрываются внешними формами благочестия, но внутренняя жизнь их не меняется (об этом Господь уже сказал устами пророка Исаии: 1:11-19). Мы все, осознанно или нет, вносим свою лепту в эту «копилку греха», питающую злобу и разрушение в мире.

Святитель Николай Сербский, размышляя о причинах войн в книге «Война и Библия», дал очень точный образ. Он сравнил войну с пожаром в городе, где жители сами долгое время ежедневно поливали свои дома керосином. И вот в один из дней неразумный мальчик баловался со спичками, город вспыхнул и сгорел. Кто-то скажет, что беспечный мальчишка виноват: если бы он не баловался, то город не загорелся бы. Но искра, брошенная мальчишкой (тот самый «повод» — покушение, инцидент, ссора), лишь воспламеняет то, что давно было готово сгореть. Истинная причина — не искра, а горючее, накопленное беззаконием, оскудением любви, забвением Бога в сердцах целых народов и каждого человека в отдельности. Искать виноватого в конкретной искре — значит проявлять духовную близорукость, не видя главного.

Так и в нашей личной жизни часто бывает, что многие скорби — это не «наказание за что-то конкретное», а в целом следствие собственного удаления от Бога (нежелания отдать Ему себя, свою боль, отказаться от эгоизма и начать учиться любить, прощать, просить прощение) и общего состояния мира, отравленного грехом, в котором мы живем и частью которого, увы, являемся своими страстями и маловерием. И тем, кто стремится жить по Богу, в этом мире неизбежно приходится нести крест. Так было и с нашим Божественным Учителем. Он пришел в мир с любовью, исцелял, наставлял, а мир, чуждый духу любви, распял Его. Но Он, прошедший этот путь до конца, говорит нам: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16:33).

В этом — наша надежда и наш путь. Бог не обещает нам вдруг в настоящее время изменить мир, погруженный в суету и грех. Но Он предлагает нечто большее: пройти сквозь скорби этого мира вместе с Ним, разделившим нашу человеческую долю до крестной муки. Он зовет: «Придите ко Мне все вы, усталые и обременённые, и Я облегчу ваше бремя» (Мф. 11:28). Наши скорби не исчезнут магически, но их тяжесть станет иной, когда мы доверим их Христу. Наполняя наше сердце Своим миром, Своей любовью, Своей заботой, Он делает нас способными переносить испытания, творить добро вопреки злобе, учиться любить — без исключений и поиска виноватых. Мы можем быть «в скорби, но не стеснены; в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4:8-9).

Исцеление мира начинается не с переделки других и поиска виновных во вне, а с нашего личного приближения ко Христу. Когда мы каемся в своей лепте в общую «копилку беззакония», когда пускаем Господа в свою жизнь, стараемся жить по Евангелию, тогда в нас начинается то самое «откровение сынов Божиих», которого с надеждой ждет стенающее творение. Тогда крест превращается из невыносимой ноши в орудие спасения, а скорби, хоть и остаются скорбями, уже не могут лишить нас главного — мира Божия и живой надежды на окончательную победу Любви. Решимся же довериться Ему и идти.