Сегодня поговорим об авто свете, а именно, почему противотуманные фары жёлтого, а не красного цвета.
При движении в условиях плохой видимости – густой туман, дождь или снегопад, водители часто включают противотуманные фары. Как показывает практика, "противотуманки" чаще всего излучают мягкий жёлтый свет, но немногие водители когда-либо задавались вопросом, почему именно этот цвет выбран для борьбы с погодными капризами, ведь красный свет, казалось бы, ещё лучше заметен на расстоянии?
Для понимания этого вопроса стоит немного вспомнить физику. Свет представляет собой электромагнитное излучение, и его восприятие зависит от длины волны. Видимый спектр включает разные цвета: от фиолетового (с самой короткой длиной волны) до красного (с самой длинной). Жёлтый цвет находится где-то посередине между красным и синим диапазонами.
В тумане мельчайшие капли воды рассеивают свет, особенно сильно – коротковолновые компоненты (синий и белый). Это приводит к эффекту "светящейся стены", когда обычные фары ослепляют водителя, вместо того чтобы освещать дорогу. Чтобы минимизировать это рассеяние, используют свет с большей длиной волны – жёлтый. Он рассеивается меньше, чем синий или белый, и при этом обеспечивает лучшее восприятие контраста.
Но почему тогда противотуманные фары не красного цвета, ведь у него длина волны длиннее, чем у жёлтого?
Красный свет действительно обладает наибольшей длиной волны в видимом спектре (~620–750 нм), и теоретически он меньше рассеивается частицами воды или пыли в воздухе. Это означает, что красный свет может проходить большие расстояния в условиях плохой видимости. Однако есть несколько причин, почему его не используют для противотуманных фар, а именно:
- Красный свет ассоциируется со стоп-сигналами
В автомобилях красные огни уже зарезервированы для стоп-сигналов и габаритных огней сзади. Использование красного света спереди могло бы вызвать путаницу у других участников движения (к примеру, водитель может подумать, что перед ним задняя часть автомобиля, а не передняя).
2. Низкая контрастность и восприимчивость глаза
Глаз человека менее чувствителен к красному цвету в условиях слабого освещения. Красный свет кажется более тусклым и хуже освещает дорогу. Особенно это критично в тумане, где важно не просто "посветить", но и чётко различать окружающие объекты.
3. Цветовая температура и восприятие
Человеческий глаз лучше воспринимает свет в диапазоне от жёлтого до белого при низкой освещённости. Жёлтый цвет обеспечивает лучшее контрастное восприятие, что особенно важно для распознавания границ дороги, дорожных знаков и препятствий. Большинство дорожных указателей окрашены в белые, жёлтые или оранжевые цвета, которые хорошо отражают жёлтый свет. Красный же может сделать их менее различимыми. Именно, из-за этих причин красный цвет не используется в противотуманных фарах.
Дань истории
Интересно, что ранее многие производители использовали жёлтые фары вообще как стандарт (например, во Франции до 1990-х годов). Это было связано с законодательными нормами, требующими использовать жёлтый свет для снижения ослепления встречных водителей. Позже эти правила были смягчены, но традиция использования жёлтых противотуманных фар сохранилась.
Современные технологии
С развитием технологий появились светодиодные и ксеноновые фары, которые могут быть любого цвета. Однако даже сегодня многие автопроизводители продолжают предлагать жёлтые противотуманные фары как опцию, потому что они остаются наиболее эффективными в условиях плохой погоды.
Вывод: Хотя красный свет и имеет большую длину волны, его использование в условиях плохой видимости является менее практичным. Поэтому жёлтый цвет противотуманных фар остаётся лучшим решением для безопасности и комфорта в сложных погодных условиях. Если автолюбитель только выбирает противотуманные фары, тогда следует обратить внимание не только на цвет, но и на их расположение (низко над дорогой) и направленность светового потока – всё это влияет на эффективность в тумане. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».