В Абхазии многое происходит не так, как привыкли мы. Но эти традиции кажутся странными только на первый взгляд. За каждой из них стоит глубокий смысл, уходящий корнями в тысячелетнюю историю народа. И все они объединены одним — древним кодексом Апсуара, который учит, как быть "настоящим абхазом".
Все подарки записывают в тетрадку
Когда кто-то устраивает свадьбу (или любое другое торжество), все гости приносят подарки. И всё это записывается в специальную тетрадь. Через год, пять или десять, когда в другой семье праздник — «долг» возвращается. Смотрят, "а сколько те подарили", и в зависимости от этого выбирают ответный подарок.
Отказываться от помощи
Если тебе предложили помощь или угощение, нельзя сразу соглашаться. Надо сначала вежливо отказаться. Один, два, иногда — три раза. Чтобы не показаться навязчивым. А тот, кто предлагает, тоже не сдастся — будет настаивать. И только тогда, после уговоров, вы согласитесь на помощь или подарок. Вот такой вот хитрый способ показать уважение.
Без имен
В традиционной семье не принято обращаться друг к другу напрямую. Муж зовёт жену «мать моих детей», «дорогая», или просто обращается безымянно. Жена — так же. Иногда это вызывает удивление у приезжих, особенно когда пара вместе уже лет тридцать, а имя друг друга вслух так и не произнесли. Но за этим стоит идея уважения. Имя — это интимное, почти сакральное. А публичное обращение по имени может показаться чересчур фамильярным. Особенно в присутствии старших.
Залпы в воздух
Если в абхазской семье появляется ребёнок, то все соседи неприменно об этом узнают. В небо летят холостые. Три — если родился мальчик. Два — если девочка. Это не бравада и не способ привлечь внимание. Это способ сообщить миру, что фамилия продолжается.
Разные фамилии у матери и ребёнка
После свадьбы абхазская женщина не берёт фамилию мужа. Она остаётся при своей родовой фамилии, потому что фамилия — это принадлежность к роду, к земле, к предкам. А дети уже получают фамилию отца. В итоге, даже в одной семье у матери и ребёнка могут быть разные фамилии, и это никого не смущает.
Семьи на тысячу человек
Слово «род» — это не мама, папа и двоюродная тётя. Это фамилия, за которой стоит целое сообщество: сотни и тысячи человек, связанных общими предками. У каждого рода есть своё «гнездо» — родовой дом, а часто — и священное место: дерево, источник, храм.
Именно поэтому людям с одной фамилией категорически нельзя вступать в брак. Даже если живут в разных концах страны и не знают о родстве. Это воспринимается как внутренний запрет: «Нельзя жениться на своей». Иногда молодые пары даже сверяются с родословными, особенно если фамилия редкая. Лучше перестраховаться, чем потом столкнуться с осуждением всей родни.
Родовые сходы устраиваются регулярно, особенно на праздники, поминальные даты или перед важными событиями.
Все в чёрном
В Абхазии и сегодня многие носят тёмную, чаще чёрную одежду. Траур по усопшему может длиться до года. Всё это время близкие, особенно женщины, продолжают носить чёрное, отказываются от украшений и участия в весёлых мероприятиях. Но в Абхазии в чёрном ходят не только те, кто в трауре. Долгое время чёрная одежда была самой доступной и дешёвой. Ну и в ней есть сдержанность, а тут не принято выставлять эмоции напоказ.
Нельзя кричать
Громко окликнуть кого-то через весь двор, а тем более позвать старшего — неприлично. Это всё равно что постучать кулаком по столу. Правильнее — подойти ближе, поприветствовать и начать разговор. Вроде мелочь, но в этих деталях — уважение. В Абхазии вообще многое завязано на уважении и достоинстве.
Постоянно здороваться
Здороваться нужно со всеми. Даже если виделись утром — днём всё равно поздоровайся снова. А если не поздороваешься, могут обидеться. Выглядит как формальность, но на самом деле это способ сказать: «Я тебя вижу», «Ты мне не безразличен».
Обращение на «ты»
В абхазском языке нет вежливой формы обращения на «вы». Все на «ты». Но интонация, жест, взгляд могут быть предельно уважительными.
Нельзя выходить из-за стола
За большим столом, где сидят представители семьи, рода, соседи и гости, младшие не встают раньше старших. Даже если всё съели и сидеть больше нет сил. Это правило иерархии. Кто постарше, тот решает, когда пора расходиться. Точно так же — начинать трапезу. Пока старший не пригласил к еде, брать еду со стола нельзя.
Нет тоста про любовь
Во время застолий может произноситься до 100 тостов. Их порядок строго регламентирован и нарушать его нельзя. Начинают со слов о мире, за предков, за детей, за здоровье. Но вот тоста «за любовь» не дождёшься. Потому что любовь в абхазской культуре — дело личное. Её не выносят на стол, не произносят публично.
Вставать при старших
Даже если ты устал, сидишь, ешь или работаешь — если входит старший, нужно встать. Неважно, знаком ты с ним или нет. Это правило уважения.
Старейшины
В деревнях до сих пор советуются со старшими, когда речь идёт о важных решениях. Кто-то уехал учиться — обязательно обсудить с дядей или прадедом. Кто-то строит дом — позовут старейшин посмотреть участок.
Золото в подарок
Если ты родственник или близкий друг жениха или невесты, ты не можешь прийти на свадьбу без золотого подарка. Цепочка, кольцо, серьги — что-то обязательно. Именно золото.
Нельзя разговаривать со свекром
В традиционной абхазской семье невестка не разговаривает напрямую со свёкром. Она не смотрит ему в глаза, не сидит при нём. Для кого-то это покажется странным, но за этим стоит идея: свёкор старший, а значит дистанция должна быть.
Можно не снимать обувь
Если вы пришли в абхазский дом, не спешите разуваться. Вас вежливо, но настойчиво попросят остаться в обуви. Почему? Потому что хозяин не хочет, чтобы вы чувствовали себя «в гостях». Снимать обувь — это как напомнить, что ты здесь чужой. А в абхазской культуре гость должен чувствовать себя своим. Хоть на один вечер.
А ведь каждая из этих традиций имеет логическое обоснование и культурный бэкграунд. С точки зрения абхазов, всё очень логично, максимально удобно и понятно. Ну а путешественникам и туристам полезно знать о традициях, ведь они помогают лучше понять культуру и найти язык с местными.