Горы проверяют, горы учат, горы дарят не только виды, но и истории.
В предпоследний день нашего осетинского путешествия погода обещала ясный день, и мы снова устремились прочь от городского гула навстречу царству гор. Цейское ущелье манило, как магнит.
Транскавказская магистраль, ведущая в Южную Осетию, приняла нас плавно. Отличная асфальтированная дорога вилась узкой лентой в окружении величественных гор. Пейзажи за окном восхищали своей красотой.
И вот первые тоннели. То совсем короткие, то длинный, как сама ночь. Мрак сгущался за стеклами, лишь фары выхватывали мокрые стены, а потом мы вырывались на свет, каждый раз ослепленные внезапной яркостью солнца и буйством красок.
Врата ущелья и Рог Изобилия
В селе Бурон мы свернули по указателю вправо. Переехали по мосту через реку Ардон, которая внизу бурлила, неся ледяные воды с вершин.
А за ней, словно приветственный знак перед въездом в ущелье, на отвесной скале парил огромный Рог Изобилия – арт-объект, символ щедрости этих мест. Он будто говорил: "Добро пожаловать! Наслаждайтесь!" И мы наслаждались.
Резкие повороты, крутые подъемы сопровождали нас на всем пути. Адреналин щекотал нервы, а за каждым изгибом горного серпантина открывались виды, от которых захватывало дух.
Наш секрет - "Артуир"
Остановились мы где-то очень высоко, на импровизированной площадке. И замерли. Перед нами развернулся грандиозный горный театр: серые, мощные склоны, обнаженные и суровые, уходящие глубоко в ущелье. А за ними вздымались заснеженные пики. И на одном из ближних склонов увидели две белоснежные полосы, будто гигантские мазки кистью. Это были нерастаявшие водопады, застывшие на лету. Возможно, у них были названия, но нам они были не известны.
И мы решили, что это наши водопады «Артур» и «Ира». Так родилось имя для пика, с которого они стекают, - "Артуир". Наша маленькая тайна в этих грандиозных горах.
Неожиданная встреча с прошлым
Дальше путь преподнес еще один сюрприз. У обочины стоял огромный валун. На нем неизвестный художник изобразил портрет Сталина.
Суровый и неожиданный реликт прошлого, заставивший на миг задуматься о бренности власти перед вечностью гор.
Но чем выше мы забирались к Цею, тем капризнее становилось небо. Ласковое солнце стало прятаться за облаками. Горы затягивало дымкой. Надежды на ясную прогулку по ущелью таяли. Но азарт путешественников сильнее!
Испытание стихией
Было решено хотя бы прокатиться на фуникулере и осмотреть окружающую природу с высоты. Пока искали канатную дорогу, нас поразили неухоженная территория и множество заброшенных зданий.
Добравшись до нижней станции, мы встали в очередь. Она двигалась очень медленно.
Вскоре начал моросить дождик, который вскоре превратился в назойливый. Мы переглянулись, но не сдались. Купили в киоске тонкие плащи-дождевики. Отстояли свои сорок минут, сделали фото на память и шагнули на посадку.
Что было дальше? Апофеоз горной непогоды! Дождь хлестал по щекам, а встречный ледяной ветер, помогал ему находить малейшие щели в наших "доспехах". Пелена окутала все вокруг. Видимость стремилась к нулю. Серые тени склонов, мутные очертания ледников – вот и весь пейзаж.
Верхняя станция? Мы даже не стали выходить. Рассмотреть что-либо было невозможно, а промокать еще сильнее не хотелось. Гора Монах и язык ледника Сказка остались для нас загадкой. Но будет повод вернуться.
Проехали по кругу, сорок минут трясясь и промокая насквозь в открытых креслах под аккомпанемент воя ветра и барабанной дроби дождя. Было холодно, мокро и... до смешного нелепо.
Наш трофей
Единственный лучик в этом мраке – фотограф, успевший поймать наш "лучший" момент: два промокших, улыбающихся сквозь силу силуэта в слипшихся дождевиках. Магнитик с этим шедевром мы купили уже на выходе. Рассматривая свои страдальческие, но веселые лица на фоне абсолютно белого (благодаря завесе дождя) фона, мы хохотали как дети. Это был наш трофей, наша победа над капризами Цея.
Спасательная операция
Дальше была спасательная операция. Ближайший киоск, два стакана обжигающе горячего травяного чая. Мы жадно пили, отогревая озябшие руки о стаканы, а потом побежали к машине, к нашему сухому и теплому убежищу. О, как мы благодарили себя за шерстяные носки и тапочки, купленные еще внизу! Они ждали своего часа на заднем сидении, теплые и сухие, как маленькое спасение.
Обратная дорога: солнце и смех
Цейское ущелье в этот день встретило нас отнюдь не дружелюбно. Мокрые, продрогшие, толком ничего не увидев из его легендарной красоты, мы возвращались обратно. Грустно? Немного. Но в тоже время - смешно! Стоило отъехать километров на пять, как мы словно нырнули сквозь невидимую завесу. Дождь закончился. Тучи остались позади. И солнце, наше верное, ласковое кавказское солнце, снова залило мир теплом и золотом.
Мы переглядывались, и смех снова вырывался наружу.
Мы увозили с собой не разочарование, а нечто большее: магнит с нашими комично-страдальческими лицами, ощущение победы над капризной горной погодой и теплоту тех самых шерстяных носков. Цей не показал нам свою легендарную красоту, но щедро одарил историей, которая теперь была только нашей.
Про путешествия по Куртатинскому и Кармадонскому ущельям мы писали ранее 👇: