Продолжая путешествие по Северной Осетии, мы направились в Даргавс. Хотелось своими глазами взглянуть на легендарный Город мертвых.
Из Владикавказа к нему ведут два пути. Но так как в Кармадонском ущелье мы уже успели побывать, то решили ехать через Куртатинское ущелье или, как его еще называют, Фиагдонское.
Как оказалось, нас ждало потрясающее путешествие, полное ярких впечатлений и удивительных открытий.
Готовы к новым приключениям? Предлагаем ознакомиться с 7 обязательными остановками на этом захватывающем маршруте!
1. Каскадный водопад
Мы стартовали рано утром, и съехав с трассы Владикавказ-Алагир, устремились в объятия Куртатинского ущелье. Оно, словно радушный, но суровый хозяин, встретило нас настоящим рукотворным чудом.
Справа вдоль дороги по каменным лестницам и уступам бурным потоком спускался каскадный водопад. Не природный каприз, а труд Баскаева Николая Алихановича – начальника фиагдонского рудника. Шум воды, искрящейся в первых лучах, был гимном входа в этот древний мир.
Дорога вилась змеей меж исполинских скал, одетых в пышные, изумрудные ковры. Где-то в вышине, ослепительно белые и недоступные, сияли заснеженные вершины.
А внизу, в глубокой теснине, бушевала река Фиагдон. Ее приглушенный, но мощный гул сопровождал нас на каждом витке пути.
2. Кавказский тур и ТБАУ
И тут из-за очередного поворота нас встретила неожиданная картина. Прямо в ущелье, на постаменте, омываемом яростным потоком, гордо возвышалась скульптура кавказского тура. Сильный, величественный, он словно страж взирал на долину.
А перед ним, вызывающе яркие четыре буквы «ТБАУ». Оказалось, что это название питьевой воды, рожденной здесь же, в этих древних недрах.
С оборудованной площадки открывался изумительный вид – бескрайняя панорама ущелья, где буйство зелени спорило с суровой мощью камня, а река Фиагдон серебристой лентой врезалась в пейзаж.
Но задерживаться было некогда. Впереди манило неизведанное.
3. Кадаргаванский каньон и Зеркальный барс
И буквально через пару километров ущелье раскрыло перед нами свою дикую жемчужину – Кадаргаванский каньон!
Узкий, как щель, скальный коридор, где река Фиагдон (приток грозного Терека) с бешеной яростью, с оглушительным ревом несла свои пенистые воды.
Скальные стены вздымались ввысь более 60 метров, местами смыкаясь так близко, что сверху видна лишь узкая полоска неба. Это создавало ощущение мощного, почти мистического природного собора.
Мы не удержались и взобрались на отдельно стоящую скалу. Вид оттуда просто умопомрачительный – бешенная река, уходящая в узкую теснину и бездонная пропасть под ногами.
Спустившись, мы обошли скалу, чтобы запечатлеть эту фантастику. И вдруг – вдалеке сверкнуло! Солнечный зайчик? Нет. На огромном валуне затаился арт-объект – Зеркальный барс, застывший в грациозном, вечном прыжке.
Его тело, сложенное из множества зеркальных панелей, жило и дышало отражениями. В нем искрилось бездонное небо и дробились суровые скалы. Барс то растворялся в пейзаже, сливаясь с камнями, то вдруг проявлялся ярким фрагментом, ловящим солнечные лучи.
4. Село Дзивгис
Переполненные восторгом, мы двинулись дальше. И буквально через километр с небольшим нас уже ждал Дзивгис - древний страж ущелья.
Село буквально встроено в скалы на правом берегу реки Фиагдона. Дома каскадом поднимаются по склону, создавая впечатляющий вид, особенно на фоне величественных гор.
Главное достопримечательность - Дзивгисская наскальная крепость. Это комплекс оборонительных сооружений, включающий несколько башен и пещерных укреплений, примыкающих к скале. В центре комплекса находится культовые сооружения - святилище Уастырджи. Крепость контролировала вход в ущелье и считалась неприступной.
Неподалеку на склоне находится древний осетинский некрополь. Это характерные для Осетии каменные наземные или полуподземные склепы, где хоронили умерших.
В самом селе стоит хорошо сохранившаяся родовая боевая башня, принадлежавшая роду Гутновых. Это классический образец осетинской башенной архитектуры.
Дзивгис — это музей под открытым небом, где мы ощутили подлинный колорит и древнюю историю Осетии. И, покидая его, мы погружались все глубже в горные лабиринты, петляя и набирая высоту с каждым поворотом.
5. Башенный комплекс Курта и Тага
Следующим пунктом нашей остановки стал, неожиданно возникший из-за крутого поворота, башенный комплекс братьев Курта и Тага.
Хотя от средневекового ансамбля сохранилась в основном одна боевая башня и руины, его мощное расположение на утесе с обрывами и открывающиеся отсюда величественные виды на скалистые пейзажи делают его очень атмосферным.
Здесь сильна аура древности и былого могущества родового гнезда.
6. Арт-объект "Бука æ"
Следующей точкой нашего путешествия стал впечатляющий арт-объект «Буква æ», гордо вознесшийся на высокогорном перевале, где небо кажется ближе, а воздух напоен свободой.
Уникальная, изящно изогнутая буква дерзко и в то же время гармонично вписалась в суровый, величественный горный пейзаж.
Это масштабное, дышащее воплощение самой национальной идентичности, застывший призыв к памяти предков.
Стоя здесь, на краю пропасти под куполом бескрайнего неба, физически ощущаешь ту крепкую нить, что веками связывает самобытную культуру Северной Осетии с ее потрясающими природными ландшафтами.
7. Качели над пропастью
По пути можно сделать шикарные фото на качелях, которые расположены на краю пропасти. Мы останавливаться не стали, хотя с утра и людей особо не было. Думали на обратном пути заедем, но... Днем туда не подойдешь. Желающих покачаться и сфоткаться очень много.
Город мертвых
И вот, преодолев последние серпантины и проехав село Фазикау, нормальная дорога закончилась. Выехав на простор высокой долины, пришлось двигаться по грунтовке (около 3 км), которая, откровенно говоря, отвратительная.
Наконец-то, мы достигли цели нашего путешествия – Даргавса и его легендарного Города мертвых.
Перед нами, на склоне горы, строго друг над другом выстроились десятки белых каменных склепов. Они похожи на стражей, веками наблюдающих за долиной. Их остроконечные крыши, двускатные или пирамидальные, тянулись к небу.
Каждый склеп является фамильной усыпальницей, где поколениями, вплоть до XVIII века, хоронили умерших вместе с их скромными пожитками. Сухой горный воздух и особый микроклимат долины естественным образом мумифицировал тела, породив мрачные легенды.
Поднимаясь по тропе к склепам, ощущали невероятную тяжесть истории. Заглядывая в узкие оконца, увидели в полумраке останки прошлого, прикоснулись к древним обрядам и представлениям о загробном мире осетин. Это место смерти, но оно дышало силой и спокойным достоинством вечности.
Город мертвых словно каменная книга истории Осетии. Здесь последний приют предков, застывший в суровом величии гор.
Хочется отметить, что сама дорога в Город Мертвых нас восхитила больше, чем конечная цель.
В Куртатинском ущелье ощущаешь, как дикая мощь природы сплетается с несгибаемым духом людей, с их древней культурой.
Это путешествие навсегда поселилось внутри, став мерой красоты, силы и подлинности.