Поля, перелески, просёлочная дорога, вроде бы ничего необычного. И вдруг посреди зарослей, среди тишины — храм. Одинокий, полуразрушенный, с пустыми глазницами окон и колокольней, в которую давно никто не поднимался. Откуда он тут? Почему? Кто его строил и для кого?
Такие места не встречаются случайно. Местные могут и не знать, что в паре километров от их дома стоит церковь XVIII века, скрытая за зарослями. А если начать копать глубже — в старые архивы, карты, дореволюционные снимки — картина меняется. Вдруг выясняется, что тут раньше было большое село, с рынками, кузницами, трактирами. А храм был не декорацией, а центром жизни.
В некоторых из таких мест я побывала. Сейчас расскажу и покажу.
Алексино: где родились русские коммивояжёры
Когда-то здесь шумели ярмарки и строились храмы. Алексино (Саввинский район Ивановской области), известное с 1330 года, стояло на пути из Владимира в Суздаль и было одним из самых крупных сёл. Настолько, что в местной церкви был похоронен князь Феодор Стародубский.
Теперь — несколько улиц с деревенскими домиками, половина из которых заброшена, два храма без куполов и дорога, куда лучше не соваться после дождя. Ни магазина, ни школы, ни аптеки. Даже найти это село не просто, придётся ехать по полям, пару раз сворачивая без указателей.
Но именно отсюда началась история офеней — торговцев-разносчиков, которые бродили по всей России. Сначала они торговали иконами, но потом начали покупать у крестьян и перепродавать также и другие товары. У них был свой тайный язык и свои правила. Это от них в язык пришли слова вроде «кимарить», "клевый", "лафа", "жулик". К началу XX века офеней было около пяти миллионов. Ну а сейчас офеней уже нет. А в Алексино — десять человек на всё село, и то летом.
Адрес: Ивановская область, Савинский район, деревня Алексино.
Погост Увицы
Церковь Троицы Живоначальной прячется в леске на берегу озера Стерж в Тверской области. Стоит там тихо, скромно, почти незаметно — если не знать, можно и мимо проехать. Деревья заслоняют колокольню, а дорога... Ну, как дорога — то, что когда-то ею было — давно заросла. По карте вроде есть, а на деле только трактор или серьёзный внедорожник пройдут.
Построили храм в 1779 году торопецкие мастера, и в те времена это была территория князей Шаховских. Вокруг стояли дома, и прихожан насчитывалось около тысячи. Сейчас от этой жизни остались только отголоски: из четырёх деревень, записанных в церковных книгах, на карте остались две. В каждой — всего по паре жилых домов.
Студенец: когда немецкая чёткость встречается с русской разрухой
Через высокую траву пробираюсь к церкви. Захожу внутрь — потолки поднимаются на такую высоту, что сразу хочется закинуть голову и представить, как раньше тут сияли фрески. Стены теперь облупились, но даже так видно: место было важное. Двери уцелели — тяжёлые, добротные, с налётом времени, но всё ещё на месте.
А ведь когда-то в Студенце (это в Тульской области) кипела жизнь. Тут была не просто усадьба, а хозяйство с прибылью. Из 11 построек сегодня остались только этот храм, руины господского дома (в которых, признаться, особо нечего смотреть) и амбар. А ведь владельцы были не последние люди: Вяземские, Долгоруковы, Римские-Корсаковы.
Каменную церковь в селе Студенец построили в 1894 году — на месте прежнего деревянного храма и на средства самих прихожан. Рядом когда-то стояла часовня, но она до наших дней не дожила. А вот два жилых дома у храма стоят. С огородами, грядками, надувным бассейном и всем прочим, что полагается настоящей дачной жизни.
Последним хозяином имения стал немец по имени Николай Иордан, он женился на дочери Вяземских. Именно при нём деревянный барский дом заменили на каменный, и к нему добавились новые постройки. Всё по-немецки основательно. Сейчас от усадьбы остались только фундаменты и стены нескольких построек.
Несколько раз в год в заброшенном храме проходят службы — священник приезжает из Венева. В остальное время — тишина.
Ведьмино: не церковь, а загадка
Село с названием Ведьмино (Тульская область) уже звучит как легенда. Церковь Архангела Михаила стоит в низине (что для храма вообще-то странно) в нескольких километрах от Ведьмино и выглядит скорее как бывшая электростанция или мельница.
Если достаточно внимательно поискать в Сети, можно даже найти чуть ли не научную работу с рассуждениями, что это вовсе не храм. Архитектура — ни туда, ни сюда. Что это было на самом деле — до сих пор не ясно. Название сменили на Красногорское в 1961 году, но от этого место таинственности не потеряло.
Адрес: Тульская обл., Ефремовский район, около с. Маслово.
Иколдино: храм у исчезнувшей деревни
Если открыть карту в районе Шатуры, можно заметить странную закономерность: урочищ больше, чем деревень. А ведь раньше всё было наоборот.
Вот, например, Иколдино. Сейчас это просто урочище среди мерещерских болот, а когда-то здесь было село на оживлённом Владимирском тракте. Храм тут появился в 1851 году. Деньги на строительство дал местный помещик — он же владел стекольным заводом.
Жизнь кипела: завод работал, рядом была школа, а на площади устраивали праздники для всей округи. Люди приезжали, торговали, знакомились. Сегодня от всего этого остался лишь одинокий кирпичный остов храма и деревянный крест с названием исчезнувшей деревни. Фундаменты домов давно скрылись под травой и кустами — не разглядишь, даже если знаешь, где искать.
Координаты: 55°48'28"N 39°48'27"E.
Кузьминки
А этот храм в Липецкой области прятаться не стал — деревьев вокруг нет. Но и просто так к нему не подъедешь: стоит он в чистом поле, среди чернозёма такой плотности, что после дождя даже внедорожник задумается, ехать ли дальше.
Каменную церковь в селе Кузьминки возвели в 1822 году на средства местной помещицы. В те времена тут всё было всерьёз: работал винокуренный завод, действовали две школы, а по соседству — около 160 дворов. Две деревни, живая жизнь.
Теперь от всего этого — только церковная ограда да пара еле заметных в траве остатков фундаментов. Урочище, как и многие в этих краях. Тишина, простор и церковь, которая помнит.
Координаты: Липецкая область, 53°5'12"N 38°47'56"E.
После
Подобные храмы — это как послания из прошлого, напоминание о том, что все в этом мире временно. Но пока эти стены стоят, память о тысячах жизней, надежд и молитв остаётся жива.
Интересно, что останется от привычных нам мест через сотню лет? Может быть, археологи будущего будут изучать руины наших торговых центров, гадая об их предназначении? В любом случае, эти молчаливые свидетели учат нас ценить настоящее и помнить прошлое.