Найти в Дзене

Логопедические игры на улице для дошкольников.

Оглавление

Предлагаю разнообразные уличные игры для логопедических занятий. На улице привлечь внимание ребенка очень сложно, поэтому вам пригодятся увлекательные игры для развития речи, которые вовлекут любого ребенка в образовательный процесс.

Артикуляционная гимнастика.

1. "Угадайка"

Педагог незаметно показывает ведущему карточку с упражнением. Ребенок выполняет упражнение и показывает другим участникам, дети должны отгадать (вспомнить) название упражнения и затем повторить его.

2. «Эстафета с шариком»

Для этой игры вам будут необходимы воздушные шары.

Ребенок зажимает воздушный шарик между ног и, не поддерживая ношу руками, проходит с ней определённое расстояние, передавая затем эстафету (тут уже можно использовать руки) следующему игроку. Дети могут идти одновременно или по очереди, передавая эстафету. Главное, что пока ребенок идет с шариком, он выполняет артикуляционное упражнение.

Игры с мячом (для любых логопедических задач)

-2

1. «Назови звуки друг за другом».

Дети становятся в шеренгу на определенном расстоянии от педагога (можно нарисовать линию). Педагог, бросая мяч, называет слово, а ребенок, называет звуки в слове и возвращает мяч. Если играющий правильно называет, он делает шаг вперед, если нет, то остается на месте. Выигрывает тот, кто первый дойдет до педагога (до финиша).

Эту же игру можно провести с другими заданиями:
«Звук в начале, в середине и в конце». Подбирать слова с заданной позицией звука.
«Доскажи словечко». Взрослый начинает слово, называя первый слог, ребенок договаривает словечко.
«Исправь ошибки» Педагог произносит словосочетания или предложения с ошибками, ребенок должен их исправить. Пример: ловкий спортсменка; футболист забила гол; мама купил лыжи; шайба ударила клюшку, скакалка прыгала через девочку, конькобежцу нужны лыжи, зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу и т.д.

2. «По парам».

Дошкольники разбиваются по парам. Педагог каждой паре называет звук, дети отбивают мяч о землю и называют слово, начинающееся на заданный звук.

3. «Ребятам о зверятах»

Педагог бросает мяч, ребенок должен продолжить фразу педагога и бросить мяч назад:

Я прыгаю, как… Я хитрый, как…

Я сильный, как… Я ловкий, как…

Я лазаю, как… Я бегаю, как…

Я быстрый, как… Я прячусь, как…

Я гибкий, как… Я умный, как…

Я смелый, как…

4. "Чистоговорки с мячом"

-3

Нарисовать на асфальте линию. Ребенок должен идти по ней, подкидывая в воздух мяч, и произносить чистоговорку. Пример: ор – ор – ор – нам моргает светофор; ром-ром-ром — у Романа фуражка с пером; рада-рада - рада — мы нарвали Винограда; ала-ала-ала - лошадка побежала; ил-ил-ил - лампу лось купил.

5. «Звук услышат ушки».

Педагог называет ряд зву­ков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат определенный (только гласный или твердый согласный, или мягкий согласный). Если нет такого количества мячей, ребята могут просто подпрыгивать или хлопать, топать и т.д.

6. «Звуковая цепочка».

Первое слово гово­рит педагог и передает мяч ребенку. Конечный звук пре­дыдущего слова — это начальный звук нового.

7. «Мяч бросай и животных на­зывай».

Ребенок берет мяч и по заданию педагога должен назвать как можно больше слов, подкидывая мяч вверх. Можно использовать любое другое обобщающее по­нятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья, еда и т. д. Сделайте игру соревновательной: пусть два-три ребенка соревнуются друг с другом, кто назовет больше слов за определенное время.

8. «Что происходит в приро­де»

Ребенок бьет мячом об асфальт, как в баскетболе, и называет слова (глаголы) по заданию педагога. Пример: солнце что делает? — светит, греет; птицы что делают? — летят, щебечут.

9. "В кружок"

Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции педагога: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?»

10. «Бросаемся слогами».

Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры: Са - …молёт; …поги; … мовар; Де - …рево; …вочка; …ти.

Игры с мелом (для любых логопедических задач)

-4

1. «Отгадай слово».

Пишется первая и последняя буква слова, вместо букв, стоящих посередине, ставятся точки. Если слово дети не могут отгадать, добавляется вторая буква и т.д. Даем простые по слоговому составу слова.

2. «Слово запуталось».

Педагог печатает на асфальте слоги, дети составляют правильное слово: ка-даш-ран (карандаш), ло-го-ва (голова).

3. «Слушай и рисуй»

Педагог называет звук, дети рисуют на асфальте мелом кружок (синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, красный – гласный).

4. «Отгадай»

Ребенок описывает предмет, а дети должны отгадать его (не называя) и нарисовать мелом.

5. «Домики» 2 варианта игры:

- Слоговые домики. Нарисовать на асфальте большие домики с окнами (количество окон = количество слогов в слове), так чтобы на них могли поместиться все дети. Педагог называет слово или показывает картинку, а дети должны посчитать слоги в этом слове и встать на нужный домик.

- Звуковые домики. Нарисовать 3 или более домика (красного, зеленого и синего цвета). Педагог называет звук, а дети бегут в нужный домик и встают на него. Можно усложнить: педагог называет слово, ребенок определяет первый или последний звук и выбирает нужного цвета домик для этого звука.

6. «Постучи»

Педагог стучит, ребенок слушает и считает. Количество стуков = количество слогов в слове. Затем ребенок должен придумать слово, в котором будет столько же слогов, и нарисовать этот предмет мелом на асфальте.

7. «Отгадай предмет по названию его частей»

Педагог или ребенок описывает предмет. Остальные молча рисуют отгадку. Тот, кто угадает, загадывает свое слово. Пример: кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево); дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

8. "Пальчиковая гимнастика+классики"

-5

Педагог рисует на асфальте классики и в каждом квадрате "зайчика", "козу" и "вилку" (или иные жесты). Ребенок прыгает по классикам и показывай жесты. Чтобы усложнить задание, можно прыгать по классикам на время.

9. «Место звука»

На асфальте каждый ребенок рисует свои три небольших домика. Педагог произносит слово и просит определить местоположение какого-либо звука в этом слове. Дети определяют местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце. Затем в нужный домик кладут камешек, листочек или что-то подобное.

10. "Загадки"

Педагог рисует на асфальте схемы слов. Затем загадывает загадки. Дети отгадывают загадку, затем ищут на асфальте подходящую схему к слову-отгадке. Или же дети могут нарисовать схему самостоятельно.

-6

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло.

(Сова).

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделиться медком.

(Пчела).

На странице букваря

Тридцать три богатыря

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

(Буквы).

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

(Собака).

11. "Ушки на макушке"

Педагог включает на телефоне различные звуки (звуки животных, приборов, транспорта и т.д.). Для этого есть различные приложения для телефона.

-7

Затем ребенок должен угадать, что это звучало и нарисовать мелом на асфальте.

Другие игры для улицы

1. Игру «Колечко-молечко» можно проводить с любыми заданиями, в зависимости от цели, поставленной на начало игры. Ведущий держит колечко между ладоней и проводит ими среди ладоней остальных играющих, оставляя незаметно колечко одному ребенку. Затем ведущий говорит: «Колечко-молечко, выйди на крылечко!» Остальные дети должны догадаться, кому оставили колечко и задержать его. Если ребенок сумел выйти, то ему дается задание. Например, сосчитать количество слогов в слове, или определить позицию звука и т.д. Выполнив задание, он становится водящим.

Варианты заданий (можно использовать и в других играх, описанных в статье):
«Из чего - какой?» Из металла – металлический, из картона - картонный и т.д.
«Чей? Чья? Чьё?» Хвост медведя - медвежий, уши у собаки - …, морда у коровы -….,
«Назови одним словом» Тарелка, ложка, чашка – и т.д. (по разным лексическим темам)
«Я знаю 5 видов …. деревьев и т.д.»
«Что лишнее?» Собака, корова, петух, овца – (петух)
«Скажи наоборот» Чистый — грязный, мелкий - крупный и т.д.
«Скажи по - другому» Грязный — чумазый, испачканный, пыльный и т.д.
«Скажи ласково» Карандаш - карандашик, сумка – сумочка и т.д.

2. «Море волнуется»

Взрослый называет звуки, дети, услышав гласный звук (или согласный и т.д.), должны замереть. Тот, кто пошевелился, придумывает слово с этим звуком.

3. «Рыбак и рыбка»

-8

Для этой игры понадобится ровная поверхность и скакалка. Педагог - «рыбак». Остальные участники — «рыбки» — становятся вокруг «рыбака».

«Рыбак», держа скакалку за один конец, раскручивает ее на уровне ног участников. Задача «рыбок» перепрыгнуть через скакалку. Если кто-то задевает скакалку, то выполняет задание педагога (варианты заданий описаны выше).

4. «Тише едешь, дальше будешь — стоп»

Выбирается водящий. Он встает спиной ко всем остальным участникам на линии финиша и громко произносит фразу: «Тише едешь, дальше будешь — стоп».

Фразу можно произносить с разной скоростью. Остальные игроки находятся от ведущего на большом расстоянии. Пока звучит фраза, они должны приближаться к финишу. Как только ведущий замолкает и поворачивается лицом к игрокам, они замирают на месте.

Тот, кто не успел остановиться, пошевельнется или случайно сдвинется, выполняет задание педагога. Победителем считается тот, кто первым добрался до финиша.

5. «Король любит»

Перед игрой необходимо выбрать ведущего – Короля.

Ведущий произносит «Король любит…» и называет любой цвет. Дети должны придумать предмет или животное, которое бывает такого цвета. Кто справился с заданием первым, становится Королем.

Если водящий произносит «Король не любит...» и называет любой цвет, дети должны придумать предмет или животное другого цвета.

6. «Бездна океана»

Океаном может быть что угодно: картонная коробка, поставленная в нескольких метрах от игровой зоны, лужа, круг, начерченный палочкой на песке или мелом.

Во время игры нужно бросать в «океан» камешки и выполнять задания педагога. Выигрывает тот, кто промахивается меньше всего.

Игры в песочнице и с природными материалами.

-9

1. "Секретики"

Педагог дает карточку ребенку, нужно назвать первый звук в названии предмета на картинке, дать ему характеристику (гласный/согласный, мягкий/твердый, звонкий/глухой) и закопать в песке. Или сначала закопать, а дети будут раскапывать карточки. Вместо карточек можно взять маленькие игрушки (например, из киндера).

2. «Камешки»

Дети выполняют задания по инструкции педагога. У каждого ребенка чистый камешек или листочек.

Педагог:

В правую руку свой камень возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика камень коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

3. «Слоговые камешки»

Педагог произносит слово или показывает картинку, ребенок должен выложить перед собой столько камешков, сколько слогов в этом слове.

4. «Ритм с камешками»

-10

1. Педагог выкладывает перед ребенком камешки. Пример: 2 камня – 1 камень – 2 камня – 1 камень и т.д. Ребенок берет палочку или два камешка, которыми будет отстукивать этот ритм.

2. Взрослый отстукивает ритм камешками или палочкой, а ребенок должен его повторить.

Если вам понравились игры, поддержите мой канал (я делаю все одна) подпиской, лайком или комментарием. Спасибо! И, конечно, обратите внимание на другие мои работы.

-11