Найти в Дзене

Джотто в Падуе: Капелла Скровеньи, часть 2.

Оглавление

Всем привет!

Продолжаем смотреть фрески Джотто в Падуе, в Капелле Скровеньи. Очень рекомендую начать с части 1.

Для освежения знаний - план:

Мы уже разобрали фрески 1-33, и сейчас перемещаемся на левую сторону. Мы в нижнем регистре, где изображены Страсти Христовы. Так что начинается эта сторона с Дороги на Голгофу.

34. Дорога на Голгофу

«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие»
Евангелие от Матфея 27:31

«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем»
Евангелие от Луки 23:27

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
Евангелие от Иоанна 19:17
-2

35. Распятие Христа

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский»
Евангелие от Луки 23:33-38.

«И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский»
Евангелие от Матфея 27:33-37.
-3

Дележку одежды Христа (внизу справа) мы уже видели на панели Бенедетто Антелами:

Снятие с креста, выполненная в 1178г для Кафедрального собора Пармы
Снятие с креста, выполненная в 1178г для Кафедрального собора Пармы

36. Оплакивание Христа

«После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко»
Евангелие от Иоанна 19:38-42.
-5

37. Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!», или Явление Христа Марии Магдалине

«А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»
Евангелие от Иоанна 20:11-17.
-6

38. Вознесение Христа

«И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо»
Евангелие от Луки 24:50-51

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»
Деяния Святых Апостолов 1:9-11
-7

Исследователи делают прямую параллель с фреской в Базилике Святого Франциска "Вознесение Святого Франциска" из-за схожего приема - смещения симметрии и действующего лица в сторону:

-8

39. Сошествие Святого Духа, или Праздник Троицы или Пентакост

Это заключительная фреска из цикла жизни Христа в Капелле (расположена в нижнем регистре левой стены рядом с апсидой).

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
Деяния Святых Апостолов 2:1-4.
-9

На этом третий регистр росписей в Капелле Скровеньи завершается, но есть продолжение в виде аллегорий Добродетелей и Пороков, а также монументальной фреской "Страшный Суд", расположенной на стороне фасада.

Давайте посмотрим поближе:

-10

Фреска расположена над выходом из часовни - как напоминание каждому выходящему, что Суд грядет, и что праведные будут вознаграждены, а порочные - наказаны.

Трактовка Джотто достаточно традиционна для своего времени - в символике он не предлагает никаких инноваций, но его образы очень и очень выразительны, а техника исполнения, как обычно, на высшем уровне мастерства. Из-за этого Страшный Суд нередко называют одним из самых показательных произведений переходного периода от Средних Веков к Возрождению. В литературе таким примером стала Божественная Комедия Данте, выходившая примерно в это же время (чуть позже)

Вспомним, что Капелла была заказана в качестве искупительного дара Энрико Скровеньи, который пытался искупить грехи свои и грехи своих предков - жестоких ростовщиков. Но кроме того, часовня должна была стать и фамильной усыпальницей. Именно в Страшный Суд Джотто вводит эту символику, как бы оставляя семейству шанс на спасение.

Так, внизу сцены, прямо над дверью с левой стороны изображен Энрико Скровеньи, предлагающий модель Капеллы Деве Марии

-11

Мария изображена в окружении Святой Екатерины и Святого Иоана, справа от него модель поддерживает монах. Предположительно, это монах Ордена Святой Марии, к которому присоединился и Энрико в надежде искупить грехи своих предков.

Святая Екатерина здесь изображена не случайно: она - покровительница знаний, символ интеллектуальной мощи, богословских диспутов и победы разума над язычеством. Она считается покровительницей философов и студентов. А Падуя - один из старейших университетских городов Европы (Университет Падуи основан в 1222 году). Екатерина также появится чуть позже в работах Альтикьеро в Оратории Падуи.

Что интересно - Мария почти касается руки Энрико, он смотрит на нее с благоговением и почти не веря. 25 марта, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, солнечный луч проникает в часовню через окно и падает прямо на руку Энрико - эффект, который должен был совпасть с датой освящения часовни. Этот удивительный эффект - одна из причин для исследователей предполагать, что Джотто был отчасти ответственен и за архитектуру часовни:

-12

Но двигаемся дальше. В центре композиции - Христос-Искупитель в Мандорле (что-то вроде овального нимба вокруг):

-13

Он демонстрирует стигматы как символы своей жертвы. Христос окружен ангелами, и левой рукой он как бы отталкивает грешников, а правой - приветствует праведных. По обе стороны от него - Апостолы на тронах. Троны их украшены соответственно значимости в христианской традиции:

-14
-15

Над апостолами - Небесное Воинство:

-16
-17

Под Апостолами с одной стороны - Праведники:

-18

Предполагают, что среди шествия праведников Джотто выполнил и автопортрет:

-19

С другой - грешники с Люцифером:

-20
-21
Слева - Иуда
Слева - Иуда
-23

А на самом верху изображены два ангела, как бы сворачивающих небеса и открывающих вид на Небесный Иерусалим:

-24

Страшный суд Джотто, как я уже упомянула выше, был более-менее традиционным для своего времени. Его сравнивают с несколькими предыдущими образцами:

Страшный Суд, Капуя, 1072-1087
Страшный Суд, Капуя, 1072-1087
Страшный Суд, Торчелло, мозаика, 11-12 век
Страшный Суд, Торчелло, мозаика, 11-12 век
Страшный Суд, баптистерий Флоренции, 1260-1270
Страшный Суд, баптистерий Флоренции, 1260-1270

В следующей статье поговорим про Капеллу в целом и про изображения Добродетелей и Пороков)