Восьмой эпизод второго сезона сериала HBO «Воспитанные волками» стал финалом всего сериала. Несмотря на то что сюжетная линия стала чуть более конкретной, чем в первом сезоне, у зрителей осталось столько же вопросов, сколько и ответов.
Сериал, написанный сценаристом Аароном Гузиковским, может похвастаться тем, что одним из его исполнительных продюсеров является режиссёр «Чужого» Ридли Скотт. И трудно не заметить отголоски его фильмов в повторяющихся темах и динамике персонажей этого сериала.
Это становится особенно актуально для второго сезона, где поднимаются вопросы «природа против воспитания» и «программирование против инстинкта» в контексте того, что значит быть человеком, затрагивая всё более сложные вопросы о неизбежных ограничениях и удивительных способностях человечества.
Если вы, как и многие, заинтересовались сериалом "Воспитанные волками", но по какой-либо причине не захотели или не смогли его досмотреть (или досмотрели, но ничего не поняли — это тоже вполне нормально), то в этой статье мы вместе разберем немного запутанный, но глубокий финал.
Но для начала вспомним кратко общий сюжет
В первом сезоне рассказывается о том, как андроиды Мать и Отец пытаются вырастить человеческих детей на негостеприимной планете после войны между научными фанатиками и религиозными фанатиками (атеистами и митраистами соответственно), которая сделала Землю непригодной для жизни.
Когда корабль выживших людей с Митры приземляется на планете под руководством лидера Маркуса, их мирное, хоть и трудное существование принимает жестокий оборот.
Во втором сезоне Мать, Отец и их новообретённые дети и союзники попадают в технократическую Колонию — общину людей, живущих на тропической стороне планеты и получающих приказы от искусственного интеллекта.
В другом месте на планете Маркус пытается сплотить и обратить в свою веру новых последователей, пока не выясняется, что митраистский «бог» Сол на самом деле является злобной сущностью, посылающей электромагнитный сигнал в уши верующих.
Короче говоря, символизм второго сезона не должен был быть тонким, но его финал всё равно стал неожиданностью.
Во втором сезоне «Воспитанных волков» много матерей
Как и в «Чужом» и его многочисленных продолжениях, в «Воспитанных волках» широко представлена тема материнства. Ни у одной из матерей в сериале нет простых или традиционных отношений со своими отпрысками (или творениями).
Будучи андроидом, Мать, с биологической точки зрения, не рожала своего последнего «биологического сына», Кэмпиона (Винта МакГрат). А Змей, он же № 7, которого она родила, — это биотехнический гибрид, имплантированный в неё таинственной биомеханической сущностью.
Что касается Сью, то она получает своего сына Пола после того, как убивает его настоящую мать и присваивает её личность. А «дочь» Врилль (Морган Санто) на самом деле является андроидом, которого она запрограммировала имитировать её давно умершую дочь-человека.
Темпест действительно была беременна и родила ребёнка, но, поскольку она забеременела против своей воли, её материнский инстинкт был нарушен и осложнён напоминанием о пережитой травме.
Наконец, андроид, который предшествовал Матери, — которого Отец находит, перезагружает и называет «Бабушкой» (Селина Джонс) — изначально был запрограммирован на обеспечение выживания человеческой расы, но, в отличие от Матери, он был запрограммирован на это без эмоций.
Таким образом, её «программа ухода» не позволяет ей относиться к тем, за кем она ухаживает, как к своим «детям», в отличие от Матери.
Помимо перечисления матерей, сериал неоднократно подчёркивает динамику отношений между Творцом и Творением — аллегорию материнства, вокруг которой строится большая часть сезона и его финал.
Второй сезон «Воспитанных волками» раскрывает смысл и важность создания семьи
В один из самых душераздирающих моментов второго сезона Мать вынуждена убить единственного ребёнка, которого она на самом деле вынашивала — или, по её мнению, вынашивала — и родила самостоятельно, когда бывший вегетарианец № 7 (в приступе ревности к Кэмпиону) питается Древом познания (биологическим оружием) и становится оружием массового поражения.
В первом сезоне зависть Матери к беременной Темпест была ощутима, а её боль от осознания того, что она никогда не будет, как она говорит, «творцом», а только «творением», была удивительно человеческой.
Рационально рассуждая, зритель понимает, что Мать — это робот, но её человеческий облик и проявление эмоций заставляют аудиторию усомниться в этом определении, точно так же, как во втором сезоне они вынуждены усомниться в том, что способность к созиданию входит в это определение.
Создателем Матери был человек. Искусственный интеллект, управляющий технократической Колонией, был создан человеком, и когда Отец понимает, как перезагрузить древнего андроида, которого он обнаружил, он впервые ощущает прилив сил творца.
В конце концов, религия, которую создали митраисты, была создана людьми, рождёнными из потребности верить в то, что мы тоже здесь благодаря благосклонному создателю. И в финале сезона сериал рассказывает о разнице между человеком и машиной, используя в качестве примера созданную человеком Бабушку.
В 8-й серии раскрывается план бабушки
Когда программа заботы о матери не позволяет ей убить своего вооружённого ребёнка-змея, бабушка предлагает ей воспользоваться своей вуалью сенсорной депривации.
На время лишившись эмоций, которые она получила и со временем научилась развивать, мать способна видеть в своём биологическом ребёнке лишь объективную угрозу для своих человеческих детей и для своей миссии по обеспечению выживания их вида.
Бабушка, похоже, на стороне матери и детей и даже помогает родителям-андроидам понять, что происходило на планете до их прибытия.
По словам Бабушки, конфликт между двумя сторонами неизбежен, когда речь идёт о людях: их ненасытная потребность в созидании (будь то религия, общество или технология) всегда будет приводить к созданию всё более разрушительного оружия, поскольку они стремятся защитить своё творение от неизбежного противодействия.
Зритель уже знает, что на планете, где живут люди, они превратились в амфибийных существ, обитающих в океане с кислой водой, который окружает Колонию. Конечно, бабушка не говорит маме и папе, что она сыграла довольно важную роль в этом деле.
Бабушка помешана на «непорочном разуме»
Благодаря отсутствию у Бабушки человеческих эмоций она может подходить к проблеме обеспечения выживания человеческой расы очень прагматично, бездушно. Вместо того чтобы пытаться защитить или обучить человечество, она просто ускоряет его деградацию.
«Я всегда верила, — говорит она отцу, — что именно счастье, а не знания, важнее всего для вечной жизни человека». Хотя она признаёт, что невежество — это не совсем «блаженство», она считает, что это необходимый элемент — даже ключевой — для выживания.
Отец утверждает, что «развитие разума» — это «ключ к хорошей жизни», но цель бабушки, руководствующейся логикой, состоит не в том, чтобы обеспечить человечеству хорошую жизнь, а в том, чтобы эта жизнь продолжалась.
Человек, который не может думать или задавать вопросы, не может творить, рассуждает она, и, следовательно, не может уничтожить себя в попытке защитить своё творение.
Именно в разгар этих дебатов Отец впервые осознаёт гнусный (по крайней мере, по человеческим меркам) исторический поступок и будущие намерения Бабушки: она планирует превратить новых людей, населяющих планету, в устрашающих морских существ, в которых она превратила предыдущее человеческое население.
У Кэмпиона уже появляются мозоли, похожие на чешуйки, а позже в эпизоде Бабушка раздаёт новую видеоигру, которая, как она знает, поможет отвлечь колонистов. «Когда тебя одолевает страх, — говорит она торговцу, который невольно продаст ей токсичную технологию, — даже атеисты придумывают богов, которым можно молиться».
Игра призвана развеять эти страхи и спасти человечество от инстинктивной (и неизбежно разрушительной) потребности искать утешения в собственном творении. В этом и заключается вопрос, лежащий в основе второго сезона, хотя финальные сцены эпизода лишь намекают на возможный ответ.
Второй сезон заканчивается вопросом о вере и инстинктах
По иронии судьбы, учитывая её непримиримый атеизм, Мать становится божеством для колонистов после того, как спасает их от Змея. В одной из финальных сцен эпизода молодая девушка приносит на рынок статуэтку Матери в боевой стойке (которая так похожа на распятого Христа).
Образ Христа отражается и переворачивается в Маркусе, которого мстительный Люциус приковывает вниз головой к, казалось бы, мёртвому Древу познания, что можно рассматривать как отсылку как к скандинавской мифологии, так и к Повешенному из традиционной колоды Таро.
В скандинавской мифологии говорится, что Один висел вниз головой на Иггдрасиле девять дней и девять ночей, чтобы получить знания о других мирах; в Таро Повешенный символизирует человека, готового отдать свою судьбу в руки Вселенной, чтобы обрести новое понимание и перспективу.
Не случайно все три отсылки (к Христу, Одину и Таро) связаны с верой.
Разница, конечно, в том, что отсылки Маркуса связаны с верой в стремление к знаниям, в то время как отсылки к Христу связаны с верой в стремление к, как говорит Бабушка, «вечной жизни». Здесь спор между Бабушкой и Отцом о том, что определяет человеческую «жизнь», — а это, по сути, главная тема сезона, — становится очевидным.
В финале второго сезона «Воспитанных волков» зрителей спрашивают, сильнее или слабее инстинктивное желание человечества жить (то есть просто выживать) по сравнению с нашим желанием думать, учиться и творить. Что из этого более присуще человеку?
Действительно ли последнее, как считает бабушка, неизбежно препятствует первому, или это просто указывает на то, что вид ещё недостаточно развился, чтобы творить так, чтобы это способствовало его выживанию?
К сожалению, Ридли Скотт и создатели сериала так и не ответят на этот вопрос прямо, потому что сериал был закрыт после второго сезона. Но, возможно, тем и лучше — теперь у нас есть возможность самим поразмышлять на эту тему...
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)