Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Кто такой подросток

Оглавление

Жизнь родителя не сахар. Моменты спокойствия и радости перемежаются с трудностями, тревогами. Особенно сложными являются периоды детских кризисов:

  • новорожденности (беспокойство, плач, адаптация к новым условиям жизни)
  • трех лет (упрямство, протест против правил, своенравие, желание подчинить себе окружающих)
  • семи лет (поступление в школу, адаптация, развитие самоконтроля)
  • и - вишенка на торте — подростковый кризис. Задача этого периода — обособление (отделение) от родителей.

Важно понимать, что детские кризисы проходит вся семья, вырабатывая новые формы взаимодействия между родителями и ребенком.

Итак, кто такой подросток и чего от него ожидать?

В физиологическом плане в период с 10-11 до 14-15 лет происходит гормональная перестройка организма. Меняются тело, состояние кожи, волос, черты лица теряют детскую округлость. Подросток внимателен к этим изменениям, внешность волнует его. В этот период нет уверенности в собственной привлекательности, поэтому подтверждение он будет искать извне.

Родителям рекомендовано быть деликатными и осторожными в своих высказываниях по поводу внешности ребенка. Критика или «безобидная» шутка могут больно ранить.

Выскочивший прыщ — это действительно катастрофа и более бережным станет разделение чувств по этому поводу, чем рациональное объяснение, что это норма и так бывает у всех.

Появляется очень много энергии, которая будоражит и беспокоит подростка. Он может не понимать, что с ним происходит. Излишняя энергия словно разрывает изнутри. Здорово, если есть возможность заниматься спортом, физическим трудом.

В подростковом периоде ребенок готов созидать, у него появляются идеи, свои теории, своя философия. Подростки много рефлексируют, ищут новые формы взаимодействия с другими людьми.

Абсолютно нормальны перепады настроения и переходы от активности к апатии и лени. Диапазон полярных чувств очень велик. Но это не значит, что ребенку легко с этим справляться. В этот момент ему нужна поддержка, устойчивый и терпеливый родитель, который принимает первые зачатки взрослости в своем ребенке, относится к ним с уважением.

До подросткового периода существовало семейное «Мы», а сейчас возникает потребность в обретении «Я». Для этого подросток отчуждает от себя всех, кто оказывал на него влияние.

Отчуждение по отношению к семье внешне вы­ражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предло­жениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Не­гативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущ­ности, собственного «Я».

Но истинное Я пока еще непрочное, с ним тяжело находиться наедине, ему нужна опора и ее подросток находит через идентификацию со сверстниками.

Теперь Мы - это группа подростков. Они могут ходить в одинаковой одежде, использовать одинаковые аксессуары и носить похожие прически независимо от пола. Идентифицироваться со своим телом подростку очень сложно, так как оно стремительно меняется. Через одежду и весь внешний образ происходит трансляция привлекательности для референтной группы и демонстрация "я свой".

Общение со сверстниками важно в этот период и является основной деятельностью подростка.

В компании можно уйти от вездесущего контроля взрослых, попробовать новые формы общения, увидеть себя через тех, кто обладает таким же жизненным опытом.

Особую ценность приобретает дружба. Теперь это не просто общие игры, но и взаимоотношения личностей. Дружба знакомит с взаимовыручкой, доверием, предательством, ревностью, сотрудничеством. Дает возможность изучить себя и других в более глубоких, интимных отношениях. Критика, одобрение, обсуждение друга взрослым воспринимается подростком как покушение на его право выбора, на его свободу.

Происходит осознание собственного несовершенства, которое вызывает психологические переживания. Это нелегкая ноша для вчерашнего ребенка. Кризис приводит его к открытию тех глубин, о которых он и знать не знал в период детства.

Перед подростком встают вопросы: Кто я? Каков я? Каким меня видят другие?

Активно развиваются самосознание и самопознание, стремление отстаивать свои убеждения, мировоззрение, ответственность за личностные качества и позицию. Но бок о бок с положительным развитием идет тревожность и неуверенность.

Родитель в этот период снимается с пьедестала и рассматривается как бы со стороны. Возникают сложности во взаимоотношениях и родители часто сталкиваются с протестом, агрессией, неуважением, эгоизмом, уходами из дома, бурными реакциями.

Не последнюю роль в проявлениях подросткового кризиса играет стиль семьи. Об этом расскажу в следующей публикации.

Автор: Виктория Александровна Махнач
Психолог, Экзистенциальный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru