Найти в Дзене
МОРЯК ДЗЕН

Судьба танкера "Eventin": В Ожидании Приговора

На якорной стоянке у Рюгена, в акватории специально отведенного рейдового поста Нордперд, по-прежнему стоит стальной гигант – танкер "Eventin". Его будущее окутано туманом юридической неопределенности, став символом юридической и политической борьбы.

В январе 2025 года танкер, следовавший из российского порта Усть-Луга в Египет с 100 тыс. тонн нефти (стоимостью ~€40 млн), потерял управление из-за отказа двигателя в Балтийском море. Его отбуксировали к немецкому побережью у Рюгена, опасаясь разлива нефти.

14 марта 2025 года таможня ФРГ конфисковала судно и груз, признав "Eventin" частью российского "теневого флота" для обхода санкций. Это первый случай изъятия такого судна в ЕС с 2022 года.

Ф️лаг изменен с панамского на германский. Правительство ФРГ получило юридические права на судно и нефть. Цель: Демонстрация решимости пресекать транспортировку санкционной нефти через Балтику.

Танкер размещен на рейде Нордперд — специальной стоянке для опасных грузов вдали от портов и населенных зон. За ним ведется круглосуточный мониторинг береговой охраны и полиции.

Юридические коллизии: Решение о конфискации оспаривается в Федеральном финансовом суде. Грефсвальдский суд признал процедуру незавершенной, заморозив распоряжение судном и грузом до окончательного вердикта.

Часть моряков (включая капитана) сменили еще до конфискации. Оставшиеся на борту обеспечиваются провизией и медикаментами немецкими властями.

Политический контекст: "Eventin" входил в систему из 400+ танкеров под флагами третьих стран (Панама, Габон), используемых Россией для экспорта нефти в обход санкций. Судьба танкера — тест на эффективность санкционной политики ЕС.

По данным на 26 мая 2025 года, Eventin остается на якоре в Балтийском море (координаты: 54.41°N, 13.80°E) с осадкой 12.7 м. Его навигационный статус — «At anchor», дальнейший маршрут не определен.

Eventin превратился в «корабль-призрак» — его физическое присутствие у Рюгена контрастирует с юридической невидимостью. Конфискация стала смелым шагом Германии, но судебные тяжбы и отсутствие прецедентов оставляют судьбу танкера и нефти в подвешенном состоянии. Развязка может создать шаблон для борьбы с «теневым флотом» или, напротив, показать его неуязвимость.

Для любителей юридичекой казуистики Кто подал апелляцию?

Апелляцию подали таможенные власти Германии (конкретно — Главное таможенное управление Ростока / Hauptzollamt Rostock), выступавшие истцом в деле о конфискации.

Что они оспаривали?

Решение Финансового суда Грейфсвальда (Finanzgericht Greifswald) от 14 марта 2024 года, которое подтвердило правомерность конфискации танкера и груза.

Куда подали?

В Федеральный финансовый суд Германии (Bundesfinanzhof/ BFH) в Мюнхене. Это высшая инстанция для налоговых и таможенных споров.

Почему подали?

Несмотря на победу в первой инстанции (суд подтвердил конфискацию), таможня считает юридические основания решения недостаточно проработанными и хочет получить более четкую и бесспорную правовую оценку от высшего суда для будущих прецедентов.

Что сейчас?

Подача апелляции автоматически приостановила исполнение решения о конфискации ("в стопор"). Танкер и нефть остаются под арестом, но распоряжаться ими (продавать, перегружать) Германия пока не может до окончательного вердикта BFH.