Найти в Дзене
Затерянная кинопленка

К концу месяца Лариса чувствовала себя полноправной хозяйкой. — Давай кухню обновим? — предложила она, указывая на обои.

— Настя, выручай! Можно к тебе на недельку? Сообщение от Ларисы высветилось на экране в половине одиннадцатого вечера. Я сидела на кухне с чашкой травяного чая, листала новости в телефоне и готовилась ко сну. Планы на выходные были простые — высыпаться, разобрать накопившиеся бумаги, может быть, наконец прочитать книгу, которая лежала на тумбочке уже месяц. Лариса. Мы учились вместе в институте, потом несколько лет работали в одной рекламной компании. Но после её замужества мы виделись всё реже — она переехала в другой конец города, завела новый круг общения. Изредка переписывались в мессенджерах, ставили лайки в соцсетях. Обычное течение жизни, когда люди постепенно отдаляются. "Что случилось?" — набрала я, откладывая в сторону планы на завтра. "С Игорем серьёзно поссорились. Нужно время подумать, разобраться в себе. Пустишь к себе пожить? Дней на семь, максимум десять." Я представила свою небольшую однушку, не слишком удобный диван-книжку, единственную ванную. Потом вспомнила, как са

— Настя, выручай! Можно к тебе на недельку?

Сообщение от Ларисы высветилось на экране в половине одиннадцатого вечера. Я сидела на кухне с чашкой травяного чая, листала новости в телефоне и готовилась ко сну. Планы на выходные были простые — высыпаться, разобрать накопившиеся бумаги, может быть, наконец прочитать книгу, которая лежала на тумбочке уже месяц.

Лариса. Мы учились вместе в институте, потом несколько лет работали в одной рекламной компании. Но после её замужества мы виделись всё реже — она переехала в другой конец города, завела новый круг общения. Изредка переписывались в мессенджерах, ставили лайки в соцсетях. Обычное течение жизни, когда люди постепенно отдаляются.

"Что случилось?" — набрала я, откладывая в сторону планы на завтра.

"С Игорем серьёзно поссорились. Нужно время подумать, разобраться в себе. Пустишь к себе пожить? Дней на семь, максимум десять."

Я представила свою небольшую однушку, не слишком удобный диван-книжку, единственную ванную. Потом вспомнила, как сама когда-то металась по городу после ссоры с бывшим парнем, ночевала у разных подружек.

"Конечно, приезжай. Только предупреждаю — у меня тесно."

"Настя, ты просто спасение! Я так растерялась... Завтра с утра буду, ладно?"

Лариса приехала около полудня с двумя большими чемоданами и объёмной спортивной сумкой. Я глянула на этот багаж и подумала — либо она очень не уверена в том, что помирится с мужем быстро, либо просто не умеет собираться налегке.

— Настенька! — она обняла меня порывисто, крепко. — Спасибо огромное! Я правда не знала, к кому обратиться.

Выглядела Лариса прекрасно — волосы аккуратно уложены, макияж свежий, дорогое пальто без единой морщинки. Если это женщина в состоянии семейного кризиса, то кризис ей определённо к лицу.

— Что всё-таки произошло? — спросила я, развешивая её пальто в прихожей.

— Игорь последнее время стал какой-то странный, — она прошла в комнату, оглядываясь по сторонам. — Ревнует ко всему — к подружкам, к работе, к хобби. На прошлой неделе запретил мне ехать к маме на дачу! Сказал, что у него планы на выходные, и мы должны провести их вместе.

Я мысленно отметила — муж хочет проводить время с женой. Странная причина для разлада, но вслух промолчала.

— А он знает, где ты?

— Пусть поищет, — Лариса пожала плечами. — Может, дойдёт наконец, что потерял.

Она обошла комнату, заглянула в кухню, кивнула с видом человека, оценивающего условия проживания:

— Уютно у тебя. Компактно, правда, но для одного человека в самый раз.

Мне показалось, что в последней фразе был намёк, но я решила не углубляться.

К вечеру моё жилое пространство изменилось до неузнаваемости. Лариса развесила вещи в шкафу, расставила косметику в ванной, подключила зарядное устройство рядом с моей кроватью. На журнальном столике появились её книги, блокнот, несколько ручек.

— Настя, а пароль от Wi-Fi какой? — спросила она, устраиваясь на диване с планшетом. — И не против, если я включу телевизор? Хочется отвлечься.

Я не возражала, хотя обычно вечера проводила в тишине. Весь остаток дня фоном шли какие-то ток-шоу, Лариса переключала каналы, комментировала происходящее на экране, разговаривала по телефону с подругами.

— Да, представь себе, такой эгоист оказался! — рассказывала она в трубку, не особо заботясь о том, что я всё слышу. — Нет, конечно, я права! Мужчины же все одинаковые...

На следующее утро я проснулась от звука работающего фена. Лариса уже была на ногах, укладывала волосы, напевала что-то под нос.

— Привет, соня! — поприветствовала она меня. — Я кофе сварила, правда, молока у тебя нет. Надо будет купить, да и вообще продуктов нормальных.

Она критически осмотрела содержимое моего холодильника:

— Настя, ну как ты питаешься? Один йогурт, сыр и какие-то полуфабрикаты. Надо срочно это исправлять.

— Я обычно дома только ужинаю, — оправдалась я. — На завтрак и обед времени не хватает.

— Вот именно! — Лариса указала на меня ложкой. — Ты себя совсем запустила! Работаешь как лошадь, а живёшь как студентка. В твоём возрасте пора о здоровье думать серьёзно.

Дальше последовала лекция о правильном питании, режиме дня и важности заботы о себе. Я слушала и думала о том, что пора собираться на работу.

Через неделю стало ясно — Лариса обосновалась всерьёз. Когда я осторожно поинтересовалась её планами, она задумчиво ответила:

— Знаешь, Настя, я поняла — нельзя принимать важные решения в спешке. Игорь до сих пор не позвонил, значит, тоже обдумывает наши отношения. Давай не будем торопиться.

— А ты ему звонила?

— Зачем? Он виноват, ему и мириться первому.

Тем временем квартира перестала быть моей. Лариса вставала рано, занимала ванную минимум на час, завтракала под включённый телевизор. Возвращаясь домой, я находила на кухне следы её кулинарных экспериментов — стопки грязной посуды, пятна на плите, странные запахи.

— Скучно же целый день дома, — объясняла она. — Готовка хоть как-то развлекает.

По вечерам она приглашала подруг. Они располагались в моей гостиной, обсуждали мужчин, работу, жизнь в целом. Я уходила в спальню с книгой, но разговоры всё равно были слышны через тонкую стену.

-2

— Мужики эгоисты! Моего тоже воспитывать приходится постоянно.

— Точно, — соглашалась Лариса. — Хорошо Настьке — живёт одна, никто над душой не стоит.

— Настя, мы должны поговорить, — торжественно объявила Лариса на третьей неделе, усаживаясь напротив меня с чашкой кофе. — О твоём будущем.

Я настороженно отложила телефон. Такие разговоры редко заканчиваются хорошо.

— Посмотри на себя честно, — продолжила подруга. — Тебе тридцать два года, ты живёшь одна в маленькой квартире, работаешь на скучной работе. Где твоя личная жизнь? Где планы на семью?

— Меня всё устраивает, — попыталась возразить я.

— Ну конечно, устраивает! — Лариса покачала головой. — Ты просто себя убедила, что так правильно. А на самом деле боишься новых отношений после того неудачного романа.

Она имела в виду Дениса, с которым мы расстались полгода назад. Просто поняли, что не подходим друг другу.

— Знаешь что, — глаза Ларисы загорелись энтузиазмом, — у меня есть отличная идея! Мой двоюродный брат недавно развёлся. Хороший человек, с головой дружит, неплохо зарабатывает. Хочешь, познакомлю?

— Лара, правда не надо...

— Да перестань! Что ты теряешь? Встретитесь один раз, поболтаете. Если химии не будет — и дело с концом.

Она уже строила планы встречи, не дожидаясь моего согласия.

В субботу Лариса радостно объявила:

— Настя, сегодня к нам Костя зайдёт! Мой брат, я ему уже про тебя рассказала самое лучшее!

— Лара, я же просила не устраивать знакомства...

— Поздно отменять! Он уже в пути. И потом, тебе общение с мужчиной не помешает. Совсем отвыкла от нормального разговора.

Константин оказался симпатичным мужчиной лет сорока — приятное лицо, дорогой костюм, букет цветов. Но весь вечер он больше общался с Ларисой, спрашивал её мнение, ждал подсказок. Я чувствовала себя товаром на витрине.

— Настя работает в креативе, — рекламировала меня Лариса. — Очень творческая! И хозяйственная — вон какой порядок в доме!

После ухода гостя началась обязательная аналитика:

— Ну что сидела как истукан? Мужчина же приличный! Не Аполлон, конечно, но статус хороший, развод цивилизованный.

— Он мне не понравился, — честно сказала я.

— А кто тебе понравится? — возмутилась Лариса. — Ты планку заоблачную себе поставила! Поэтому и сидишь одна.

К концу месяца Лариса чувствовала себя полноправной хозяйкой. Она переставила мебель "для лучшей энергетики", заказала продукты на мой адрес без спроса, пригласила мастера чинить кран — тоже не предупредив.

— Настя, а давай кухню обновим? — предложила она, указывая на обои. — У тебя такие мрачные. Я в интернете видела красивые варианты, светлые, с узором.

— Мне мои нравятся, — удивилась я.

— Как могут нравиться такие серые? — она скривилась. — В доме должна быть радость, яркость! Я могу выбрать что-то подходящее.

Она увлечённо рассказывала о принципах дизайна интерьера, цветовой гармонии и психологии пространства. Я слушала и осознавала — в её планах моя квартира перестала быть временным убежищем.

— И ещё, — добавила Лариса, — надо что-то делать с соседями. Сверху дети бегают, справа собака лает. Я уже нервничаю от этого шума!

— Но ты же не собираешься здесь оставаться навсегда? — осторожно уточнила я.

— Пока не знаю, — она пожала плечами. — Игорь молчит. Может, нам действительно пора расходиться.

На пятой неделе Лариса привела мужчину. Андрей — высокий, уверенный в себе, в дорогой куртке и с бутылкой вина.

— Настя, знакомься! — весело объявила Лариса. — Мы сегодня в книжном магазине познакомились. Оказалось, у нас много общего!

Я пожала руку незнакомцу и попыталась скрыть удивление. Подруга, которая неделю назад страдала от размолвки с мужем, светилась как влюблённая девчонка.

— Можно мы у вас посидим? — спросила Лариса. — У Андрея ремонт, а в кафе шумно для серьёзного разговора.

Они провели весь вечер в гостиной — говорили о книгах, путешествиях, планах на будущее. Я сидела в спальне и размышляла о том, как быстро меняются приоритеты.

— Отличная квартира у вашей подруги, — сказал Андрей на прощание. — Очень уютно, по-домашнему.

После его ухода Лариса была в эйфории:

— Представляешь, какой интересный человек! Предприниматель, путешественник, разведён, детей нет. У нас столько точек пересечения!

— А как же Игорь? — не удержалась я.

— А что Игорь? — она искренне удивилась. — Раз не может оценить то, что имеет, значит, время искать того, кто сможет.

Пятница выдалась тяжёлой — аврал на работе, пробки на дорогах, головная боль от усталости. Я мечтала только о тишине и покое. Но, открыв дверь квартиры, обнаружила на кухне незнакомую женщину лет шестидесяти, которая помешивала что-то в моей любимой кастрюле.

-3

— Ой, вы Настенька? — обрадовалась незнакомка. — Я Валя, Ларочкина мама. Наслышана о вас!

— Мама приехала! — выскочила из ванной Лариса с полотенцем на голове. — Настя, познакомься. Мама приехала в командировку, решила не тратиться на гостиницу.

— Не тратиться? — переспросила я.

— Ну да, — Лариса слегка смутилась. — Я подумала, места достаточно. Всего на пару ночей.

Места? В однокомнатной квартире для трёх взрослых человек?

— Лариса, можно поговорить наедине? — я кивнула в сторону балкона.

— Послушай, — начала я, когда мы вышли на балкон, — мне кажется, ты забыла, чья это квартира.

— Настя, ну что ты! — Лариса изобразила удивление. — Мама всего на два дня! И потом, она готовит — будет чем поужинать нормально.

— Я не просила готовить ужин, и не соглашалась на ещё одного жильца.

— Жильца? — голос Ларисы стал выше. — Настя, мы же дружим! Разве друзья ведут подсчёты и устанавливают лимиты?

— Друзья обычно спрашивают разрешения перед тем, как привести кого-то в чужой дом, — ответила я.

— Я думала, ты войдёшь в положение! — возмутилась Лариса. — У меня сейчас непростой период, мне нужна поддержка близких, а ты тут...

Она не договорила, но я поняла. В её понимании я должна была радоваться возможности помочь, а не выставлять условия.

Поздно вечером, когда мать Ларисы расположилась на диване, а сама Лариса устроилась на раскладушке, принесённой неизвестно откуда, я решилась на разговор.

— Лара, давай честно поговорим, — сказала я, присаживаясь в кресло. — О твоих планах на будущее.

— О каких планах? — она не отрывалась от телефона.

— Сколько ты собираешься у меня жить?

Лариса отложила телефон и посмотрела на меня с недовольством:

— Настя, ну почему ты зациклилась на времени? Месяц, два — какая разница? Я же стараюсь быть полезной!

— В чём полезной? — спросила я прямо.

— Готовлю, навожу порядок, устраиваю твою личную жизнь! — перечислила она. — Хочу помочь тебе стать счастливее.

— Я не просила готовить. И личную жизнь устраивать тоже не просила.

— Боже мой, какая ты стала... — Лариса встала и принялась ходить по комнате. — Я в сложной ситуации к тебе пришла, а ты мне устраиваешь допрос!

— Лара, — я попыталась сохранить спокойствие, — месяц назад ты просила пожить неделю, пока разберёшься с мужем. Прошло в четыре раза больше времени. С мужем ты мириться не планируешь, зато встречаешься с другим мужчиной. Мне кажется, ситуация изменилась.

— И что? — она остановилась передо мной. — Жизнь движется дальше! Я не могу сидеть и ждать, когда Игорь соизволит поговорить!

— Тогда начни эту новую жизнь в собственном доме, — предложила я.

— На какие средства? — фыркнула Лариса. — Работы пока нет, сбережений немного. А здесь удобно — и экономно, и не одиноко.

Наконец-то правда.

Утром в субботу резко зазвонил домофон. Лариса была в душе, её мать ещё спала, так что открывать пошла я.

— Извините, — сказал стоящий на пороге мужчина лет тридцати пяти, — здесь Лариса Крылова остановилась?

В руках у него был букет белых роз, на лице — усталость и решимость.

— А вы кто? — поинтересовалась я.

— Игорь, её муж. Можно с ней увидеться?

В этот момент из ванной вышла Лариса в халате. Увидев мужа, она замерла.

— Лара, — сказал Игорь, — давай поговорим. Я понял, что был неправ. Весь этот месяц думал, анализировал. Хочу всё исправить.

Лариса молчала. Валентина проснулась от голосов и выглянула из гостиной.

— Игорёк! — обрадовалась она. — Наконец-то пришёл за дочкой!

— Здравствуйте, Валентина Петровна, — кивнул Игорь, но смотрел только на жену. — Лара, скажи что-нибудь.

— Я... — начала Лариса и вдруг заплакала. — Я думала, ты решил, что мы окончательно расстались!

Они обнялись прямо в моей прихожей. А я стояла рядом и чувствовала смесь облегчения и лёгкой грусти.

— Настя, — сказала Лариса через час, собирая вещи, — спасибо тебе за всё. Ты настоящий друг.

— Да, — согласился Игорь, — извините за беспокойство. Понимаю, как тяжело было месяц терпеть постороннего человека.

Валентина бормотала что-то о редких людях и искренней дружбе.

К обеду они уехали, забрав чемоданы и оставив на плите наполовину готовый борщ.

Я стояла посреди пустой квартиры и не могла сразу понять, что чувствую. Облегчение — определённо. Но ещё какую-то странную пустоту, словно закончился долгий спектакль.

На столе лежала записка: "Настюша, ещё раз огромное спасибо! Созвонимся обязательно!"

Я аккуратно сложила записку и убрала в ящик. Созвонимся — это вряд ли. Во всяком случае, не скоро.

Весь день ушёл на то, чтобы вернуть квартире прежний вид. Я стирала, убирала, проветривала, возвращала вещи на места. К вечеру дом снова стал моим.

Сидя в любимом кресле с чашкой чая, я размышляла о прошедшем месяце. Лариса не была плохим человеком — просто очень увлекающимся, привыкшим брать от жизни максимум, не слишком задумываясь о границах других людей.

А я поняла, что умею защищать своё пространство, даже если это означает конфликт с близким человеком. И что помощь друзьям — это хорошо, но она не должна превращаться в самопожертвование.

Телефон издал сигнал сообщения. Незнакомый номер: "Настя, это Андрей. Лариса дала контакт, сказала, что вы одиноки. Не хотите встретиться?"

Я улыбнулась и удалила сообщение. Некоторые уроки стоит запомнить на всю жизнь.

За окном моросил дождь, в квартире было тихо, и я наслаждалась возможностью быть наедине с собой в собственном доме.

Автор: Алексей Королёв

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, поддержите меня лайком и подпиской!