Найти в Дзене
Имена

Музей Аполлинария Васнецова в Москве

Братья Васнецовы обогатили русскую культуру, правда, каждый внес свой собственный индивидуальный вклад. Родившиеся в семье священника, полагавшие пойти по стопам отца, братья все же посвятили себя живописи. Сначала Виктор, как старший брат, а потом и младший, Аполлинарий.

фото автора
фото автора

Виктор сразу нашел свою тему, многие пишут, что художник сразу распознал, как бы сегодня сказали, тренд. Ему не трудно было написать эпичное полотно, спроектировать детали интерьера, поработать над декорациями в театре и нарисовать обертки для шоколадных конфет. Нетрудно, потому что это приносило деньги.

фото автора
фото автора

Аполлинарий был более робким, он не сразу определился с местом в жизни. Покинув духовную семинарию, он то искал себя в живописи, то все бросал и становился земским учителем. Но и это занятие не вдохновляло его, и он снова возвращался к картинам и рисункам. Вскоре Аполлинарий становится своим в мире богемы и среди меценатов.

фото автора
фото автора

Но все же Аполлинарий не мог найти свой стиль, пока не увлекся историей. Художник отправился в экспедиции- Крым, Кавказ, Урал. Но искренней страстью стала старая Москва. Можно сказать, художник жил в 17 веке. Он много рисовал столицу, чертил планы Москвы, изучал город в его развитии. Жанровые сценки, городские пейзажи, природа и историческая достоверность – вот, что занимало Аполлинария.  

фото автора
фото автора

Былинная мощь полотен брата, Виктора, была совершенно иной. В обществе считали ее немного преувеличенной и поэт Мариенгоф писал: «Теперь на Тверской площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины „Три богатыря».

фото автора
фото автора

Разница между братьями и опять же говоря современным языком, их стилем жизни прослеживалась и в бытовых привычках, и в домах. У Виктора на Мещанской был возведен сказочный терем, а Аполлинарий занимал небольшую квартиру в доходном доме в районе Чистых прудов.

фото автора
фото автора

Музей Аполлинария Васнецова показывает нам быт художника. Но лучше об этой квартире расскажет его сын, Всеволод: «Московская квартира наша состояла из шести комнат, вернее, из пяти жилых и большой передней, где стояла вешалка, стулья, а по стенам висели автолитографии в рамах, изображавшие характерные для творчества отца исторические сюжеты.

фото автора
фото автора

В передней четыре двери. Одна из них вела в самую большую комнату – гостиную, куда препровождали малознакомых или официальных посетителей. Пол ее, во всю площадь, был застлан красивым и мягким персидским ковром.

фото автора
фото автора

Меблировка состояла из старинного, красного дерева, гарнитура павловских времен. У стен стояли кресла и диван со спинкой. У противоположной стены – пианино с бронзовыми подсвечниками. Посередине гостиной стоял восьмиугольный стол, вокруг него кресла».