Найти в Дзене

Цензура в бизнесе: четыре аргумента — и почему все они ведут в тупик

Оглавление

Это не пост про культуру. Это — маргиналии на полях видео «Четыре аргумента в пользу цензуры»(снято Иноагентом) После просмотра я понял: цензура — штука гораздо ближе к бизнесу, чем кажется. И страшнее.

Для затравки задам вам “банальный” вопрос:

“Почему до нас из Древней Греции дошли только прекрасные скульптуры? А где посредственные? Ведь их наличие неизбежно. Как греки определяли, что хорошо сделано, а что плохо?”

В видео нет ответа на этот вопрос. А он ключевой — и для искусства, и для управления. Как отличить гениальное от проходного, правду от подлизательства, творчество от лести? Ну, вы знаете, у кого спросить. 😉

1. «Цензура помогает отбирать только лучшее»

В бизнесе часто говорят перед запуском нового проекта, бренда, текста, презентации, анализа. "Слишком остро", "слишком честно", "слишком неформально" или "Мы не покажем этот отчёт/идею/презентацию, она недостаточно хороша".

Но кто решает, что «хорошо»? Как и в кино, в корпоративной культуре цензор чаще думает не о результате, а о том, чтобы самому не пострадать. Чтобы ЕМУ «не прилетело»: чтобы не было «вопросов сверху», чтобы «партнёр не обиделся». Страх притупляет вкус и убивает живое.

В итоге в публичное пространство выходит не лучшее, а наиболее безопасное - беззубое:

  • Сильные идеи не доходят до руководства — их «заворачивает» средний менеджмент, боясь за свою репутацию.
  • Честный фидбек от сотрудников исчезает из отчётов — потому что HR боится «ударить по имиджу компании».
  • Новаторские решения тонут в «цензуре Excel'я»: они не укладываются в шаблон презентации.

Повторюсь: Цензор не выбирает лучшее, он просто боится, чтобы ЕМУ "не прилетело".

Многие знают, что Гайдай вставлял кадры ядерного взрыва, чтобы цензоры не заметили стриптиз Лёлика. А в бизнесе вы вставляете «миссию компании» и «стратегические KPI» - чтобы инвестор не заметил дыры в отчётности.

Результат: выбирается не лучшее, а то, что не вызывает вопросов.

2. «Ограничения рождают креатив»

Это же ошибка выжившего! Мы видим только тех, кто преуспел несмотря на цензуру, но не видим тех, кого она остановила навсегда. Те, кто в бизнесе придумывает идеи «в обход», тратят силы не на продукт, а на борьбу с системой. Они не растут - они выживают.

Как это выглядит:

  • Маркетолог, который продвигает продукт, несмотря на запрещённые темы - но не делится этой технологией с командой.
  • Финансовый аналитик, который знает правду, но в отчётах пишет «как принято».
  • Менеджер, который маскирует честность под официоз, лишь бы не навредить себе.

В долгосрочной перспективе вы теряете тех, кто мог бы сделать бизнес лучше — и удерживаете тех, кто умеет молчать.

Вы слышите идеи от тех, кто научился говорить аккуратно. Но не слышите тех, кто разучился говорить вовсе. И таки да, если в вашей компании все презентации одинаково глянцевые и стерильные - это не победа культуры, это смерть инициативы.

3. «Кто платит — тот и заказывает музыку»

На первый взгляд, это логично. Но заказчик - не цензор! У редактора задача - помочь донести мысль, а у цензора — удалить то, что может причинить вред не бизнесу, а ему лично.

Государство как заказчик — особенный случай: у него нет «своих» денег, а есть деньги налогоплательщиков. И если в вашем бизнесе кто-то вырезает из идеи то, что может «не понравиться начальству» (то есть вам) - у вас больше не бизнес, у вас бюрократия.

Да, заказчик имеет право, но только не как цензор, ведь цензор не редактор, он не улучшает — он боится.

Вспомните историю про Микеланджело и нос Давида - урок на века: талант работает с критикой, но не с цензурой.

Впрочем и про ответ на вопрос, почему от греков дошли до нас только выдающиеся скульптуры то же тут же.

4. «Цензура — это про мораль и безопасность»

А ещё - про недоверие к людям. Если сотрудники не могут увидеть правду, потому что их надо «беречь», то вы не команда, вы детский сад.
А если вы, как собственник, не можете увидеть правду?!

В компании цензура звучит так: «Давайте не будем трогать эту тему, чтобы никого не обидеть», «Не надо показывать провалы, пусть всё будет красиво». Но проблема не исчезает, если её не называть. Цензура помогает сохранить иллюзию контроля, но не решает проблем, более того - скрытые проблемы со временем взрываются(100%).

Примеры:

  • Проблема с логистикой, которую «не выносили на планёрку», превращается в срыв сезона.
  • Недовольство клиентов «не принято обсуждать», пока не начался отзыв товара.
  • HR не обсуждает токсичного руководителя — пока не уходит половина отдела.

Как сказал бы Пушкин, если бы писал в Slack компании: «Публика — не пятнадцатилетняя девица».
Я же скажу, что люди справятся с правдой, главное - дать им эту правду честно и вовремя.
Трудные темы — не угроза, а возможность. Честный разговор о провале проекта, сложном партнёре или токсичном начальнике — это не разложение, это прививка.
Игнор — это метастазы.

Почему это важно

Бизнес - это система принятия решений. А хорошие решения не рождаются в атмосфере страха и скрытой информации. Решения требуют прозрачности, свободы суждения, и способности вовремя признать ошибку.

Цензура же разрушает эти механизмы: она создаёт ощущение порядка, но разрушает суть бизнеса. Внутренняя цензура - это когда идеи, мысли и аргументы исчезают не потому, что они плохие, а потому, что они неудобные.

Искусство, как и бизнес, нужно не для того, чтобы показывать идеальный мир. А чтобы найти в хаосе хоть какую-то надежду, хоть какую-то правду, хоть какую-то энергию - для изменений. Ведь любое улучшение - это изменение, но не каждое изменение - это улучшение.

Цензура — это системный страх (в культуре, в бизнесе, в семье). Это страх перед правдой, перед живой мыслью, перед ошибкой, перед свободой.

А бизнес — это система принятия решений. Страх не помогает принимать хорошие решения. Он помогает... замалчивать, выживать, соглашаться, промалчивать, ... .

Искусство, как и стратегия, нужно не для того, чтобы изобразить идеальный мир. А чтобы в хаосе найти хоть какую-то информацию для принятия решения.

Ещё раз про Грецию

Так что — куда делись плохие скульптуры? Почему дошли только прекрасные?

Может перенять их методологию отбора? Тогда в вашем бизнесе плохое тоже не переживёт времени.

P.S. Готов
ответить на ваши вопросы в личке.