Почему один ребенок в три года интуитивно поет в тональности, а другой — не может повторить простую мелодию, даже будучи подростком? Насколько в этом заслуга генов, а насколько — среды и обучения?
Вопрос о врожденном музыкальном слухе и способности к пению волнует не только педагогов и родителей юных дарований, но и ученых по всему миру. Особенно интригует феномен «необученного певца» — человека, который ни разу не брал уроков, но точно попадает в ноты и эмоционально передает мелодию. Давайте разберемся, что говорит наука: существует ли действительно генетический «код музыки»?
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух — это способность различать высоту звуков, соотносить их между собой и осознавать гармонию. Условно его делят на два типа:
- Относительный слух — способность узнавать интервалы и строить мелодию, опираясь на контекст.
- Абсолютный слух — редкий навык узнавания высоты звука без опоры на предыдущие ноты.
Люди с «врожденным слухом» обладают именно относительным слухом, и это уже дает им значительное преимущество в пении. А абсолютный слух вырабатывается в детстве.
Что говорят исследования: талант или тренировка
Ученые разных стран на протяжении десятилетий изучают, насколько музыкальные способности зависят от генетики, и все больше данных указывает на то, что врожденные задатки действительно играют значительную роль.
- Анализ данных близнецов (единояйцевых и разнояйцевых), проведенный по результатам проекта National Merit Scholarship (1962-1996 гг.) показал, что генетическая доля в музыкальных способностях составляет от 40 до 70%.
- В 2001 году исследование, опубликованное в Behavior Genetics (международный рецензируемый научный журнал по психогенетике) подтвердило генетическую предрасположенность к музыкальному слуху у однояйцевых близнецов.
- В 2014 году шведские генетики нашли связь между способностью попадать в ноты и определенным участком хромосомы 4q22. Работа опубликована в Molecular Psychiatry (Oikkonen et al., 2014).
Однако это не значит, что среда не играет роли. Ребенок с хорошими генами, но без музыкального окружения, может так и не развить свой потенциал. И наоборот — при хорошем обучении даже человек без выраженной генетической предрасположенности может научиться интонировать.
Откуда берется умение попадать в ноты без обучения
Это результат хорошей нейросенсорной координации. Мозг таких людей сам по себе способен:
- точно улавливать высоту звука (сенсорная часть);
- мгновенно сопоставлять ее с внутренним образцом (когнитивная часть);
- управлять голосовыми мышцами так, чтобы воспроизвести звук точно (моторная часть).
У таких людей хорошо развиты аудитивная (слуховая) память и височно-лобные связи в коре головного мозга. Исследования с МРТ показывают, что у «врожденных певцов» более активны левые височные доли при прослушивании и воспроизведении мелодий.
Можно ли развить слух, если родители не поют
Да, даже если генетика может играть роль, ключевое слово — практика. Вокальные тренировки, осознанное слушание музыки, пение в хоре и, конечно, обучение нотной грамоте — все это способствует развитию навыка (и возможно его развить в любом возрасте). Это так же, как учиться готовить, танцевать или водить машину. Заниматься пением рекомендуется не реже двух раз в неделю, чтобы прогресс был заметен.
Заключение
Рождаются ли люди с талантом к пению? Да, но не все, кто поет от природы, становятся певцами, и не все певцы имели идеальные стартовые данные. Генетика может «задать тон», но только человек сам решает, как на него отозваться. Врожденный музыкальный слух — это не ярлык, а возможность. Раскрыть ее — задача родителей, педагогов и самого человека.
Потому если вы поете «впопад» с самого детства — возможно, это отголосок музыкального кода ваших предков. Но даже если нет — это не повод замолчать. Это приглашение учиться слышать себя и мир вокруг.
На наших каналах:
Музыка как ключ к развитию ребёнка