Добро пожаловать в Северную столицу, товарищи, где белые ночи романтично отражаются в Неве, а трупы десятилетиями хранятся в перекрытиях старых коммуналок. Евгения Овчинникова с её новой книгой «220 метров» окунает нас в атмосферу подлинного петербургского комфорта, на фоне которого самые лютые фантазии Стивена Кинга выглядят невинными шалостями.
Сразу начнём с вопроса ребром, друзья: как вы относитесь к трупам под полом? Если нейтрально или даже с лёгкой симпатией — эта книга вас приятно порадует. Автору удалось филигранно совместить мрачную детективную интригу и прелести коммунального быта: прогнившие доски, забитые раковины и старушки, отборно ругающиеся на соседей по лестничной площадке. Уверяю, здесь нет ни одного клише, здесь есть настоящая, почти магическая бытовая хтонь, достойная лучших образцов отечественного бытописания.
Вначале было слово (и нецензурное)
Михаил, главный герой книги, агент по недвижимости. Его жизнь — это праздник, который всегда с тобой, особенно если тебе выпала честь расселять петербургскую коммуналку. Казалось бы, дело несложное: бабушек — в новые квартиры, алкоголиков — подальше от жилых зон. Но нет, не такова суровая питерская реальность. Михаил больше года пытается убедить обитателей старого фонда на 5-й Советской покинуть родные, пропитанные духом времени и запахом пролитой водки стены. Именно там он сталкивается с главной интригой: трупом под половицами. И вот вам первый и главный совет, друзья: никогда не ходите в недвижимость, а если пошли — проверяйте перекрытия заранее!
У Овчинниковой получается живо и метко нарисовать коммунальный быт, где старушки и алкаши выглядят убедительнее, чем депутаты в Госдуме. Одна только старушка Нателла Валерьевна чего стоит — милая пожилая дама, чей словарь дал бы фору не только грузчику, но и старшему прапорщику. Нателла, к слову, не просто эксцентрична, она одержима чистотой и порядком, а в промежутках между уборкой не забывает называть окружающих «сракобесами» и «ебловоротами». Как говорится, русская классика оживает на наших глазах!
Герои не нашего времени
Крепко выписанные персонажи — это и сильная сторона романа, и одновременно его печальная боль. Иван Вадимович, учитель химии, «перешедший на темную сторону алкоголизма» и бывший грузчик, и Роман Петрович, вечный спутник бутылки с настоечкой, показаны до боли точно. Но в то же время невольно думаешь: неужели вся Россия до сих пор напоминает один большой вытрезвитель?
Однако, в отличии от бесчисленных русских сериалов про «сложные судьбы» и «судьбоносные встречи у ларька», в «220 метрах» алкаши хотя бы выглядят убедительно. Тут нет святости и пафоса. Здесь есть реальность, такая, как она есть — с запахами, оттенками и запятыми между матерными словами.
Скелеты в шкафах и под полом
Отдельно стоит похвалить детективную линию, которая в меру иронична и вполне себе захватывающа. Ну правда, кто из нас, дорогие читатели, не мечтал однажды проснуться и найти в собственной квартире труп неизвестной женщины? Сюжет держит в напряжении, расследование ведётся методично и грамотно. Следователь Игорь Вячеславович Скрынников, пожалуй, один из лучших образов правоохранителя в современной прозе: стильный, педантичный, обладающий суперспособностью моментально открывать форточки, закрашенные ещё со времён Сталина.
Но здесь же появляется и первая слабость романа. Автор, явно любящая детали, периодически забывается и вываливает на нас слишком много информации о коммунальном быте. Читатель, желающий узнать, кто же убил несчастную даму и почему её закатали под пол, вынужден пробираться сквозь дебри описаний того, как «Нателла Валерьевна щелкает выключателями». Простите, но даже Достоевский в свои худшие времена так глубоко не копал.
Личная жизнь с видом на кладбище
Семейная линия Михаила и его супруги Лены — отдельный бриллиант романа. Леночка получает неожиданное сообщение от первой любви, после чего немедленно погружается в приятную меланхолию и страдания по давно исчезнувшей маме. Всё это, разумеется, переплетается с трупом в коммуналке, создавая удивительный эффект: словно пьёшь шампанское на поминках — весело и немного стыдно.
Михаил и Лена — герои, которым веришь и за которых переживаешь, но временами они ведут себя настолько пассивно и потерянно, что хочется выдать им персонального психотерапевта. Но на фоне коммунальных старушек и алкогольной богемы они выглядят почти образцом адекватности.
Где концовка, Евгения Сергеевна?
Финал романа «220 метров» — это нечто между стремительным побегом писателя на заслуженный отпуск и нежеланием автора раскрыть все карты. Развязка кажется обрывистой, скорой и немного раздражающей. Хочется спросить у автора: «Дорогая Евгения, куда вы так торопились? Вас кто-то ждал в кафе, пока вы дописывали последнюю главу?» Слишком много деталей оставлено на откуп читательскому воображению, и слишком многие сюжетные ниточки, увы, остались висеть в воздухе.
Итоговое слово
«220 метров» — это книга, которую хочется одновременно хвалить и ругать. Хвалить за живой язык, отменную сатиру на российский быт и точные психологические портреты. Ругать — за перегруженность деталями, затянутость и слегка предсказуемые ходы.
Но именно такая противоречивость делает роман Овчинниковой интересным и достойным внимания. И пусть он немного сыроват в деталях, зато основная начинка — острая, перчёная и с отличным коммунальным ароматом. Ведь главное в хорошей книге, как в хорошей коммуналке: чтобы после прочтения остались яркие впечатления, лёгкое чувство ностальгии и благодарность, что у вас нет ни соседей-алкашей, ни спрятанных под половицами трупов. Пока нет…