Все говорили, но никто не верил, что это всерьез. На десятый день после нападения Израиля на Иран, 22 июня 2025, США присоединились к агрессору. 30 ракет "Томагавк" было запущено по Ирану с подводных лодок, а тяжелые стратегические бомбардировщики В-2А Spirit сбросили на три ядерных объекта в Натанзе, Фордо и Исфахане сверхмощные бомбы GBU-57A/B, пробивающие укрытия в 60 метров.
Краткая хроника событий
В ночь на пятницу, 13 июня, Израиль нанес массированные авиационные и ракетные удары по Ирану. Были убиты около десяти физиков-ядерщиков вместе с семьями и соседями - Израиль бил ночью по жилым домам, где они спали. Удары нанесли по ядерным объектам Ирана и по руководству армии.
Погибли главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции Хоссейн Салами, начальник Генерального штаба ВС ИРИ Мохаммад Багери и его заместитель Голям-Али Рашид, командующий силами «Кудс» Исмаил Каани, командующий ВКС КСИР Амир-Али Хаджизаде и политический советник Верховного лидера Ирана Али Шамхани.
Иран ответил операцией "Правдивое обещание -3". Сотни ракет, в том числе и гиперзвуковых, обрушились на военные базы и объекты ВПК Израиля. Израиль нарастил ежедневные удары, но Иран каждую ночь эффективно отвечал. К исходу четвертого дня войны стало очевидным, что блицкриг провалился. И тогда Израиль стал настойчиво требовать защиты США, побуждая администрацию Трампа присоединиться к войне.
США и война на Ближнем Востоке
Стало явным то, о чем говорили тайно: с самого начала это была не чисто израильская операция, а израильско-американская. Хотя перед этим несколько месяцев США вели непрямые переговоры с Ираном при посредничестве Омана, видимо, это был отвлекающий маневр. Любопытно проследить, как фактически ежедневно менялась риторика Д. Трампа и других официальных лиц США после нападения Израиля на Иран:
1) Мы не знали о готовящемся нападении, они сами решили; 2) Мы знали о подготовке к нападению, но не одобряли; 3) Мы знали и выставили Ирану срок для капитуляции в 60 дней, а в 61-й Израиль ударил; 4) Мы знали и помогали Ирану спланировать и осуществить нападение; 5) Мы помогали Израилю как осуществить нападение, так и укрепить оборону - сбивали иранские ракеты и беспилотники;
И, наконец, после присоединения США к ударам по Ирану, Трамп произнес: "Я хочу поблагодарить и поздравить премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Мы работали как одна команда, как, возможно, ни одна команда не работала прежде. И мы прошли долгий путь к устранению этой ужасной угрозы для Израиля". Комментарии излишни.
В чем виноват Иран?
Формально, в том, что собирался создать ядерное оружие и технически имел возможность это сделать. Но ведь целый ряд стран обзавелся ядерным оружием совершенно спокойно - Индия, Пакистан, да и сам Израиль. И никто их не обвинял и не бомбил. Значит, есть другие причины. Обозначим их по пунктам:
1. Сорок пять лет санкций и давления не сломали политическую волю и способность Ирана к развитию. Иран создал собственную производственную базу, в том числе и ВПК, весьма продвинулся в разработках в области гиперзвука, микроэлектроники, нанотехнологий. Развивался он и в других областях - например его кинематограф (режиссеры Махмальбаф, Кьяростами и др.) пользуется заслуженным уважением. Весьма дурной пример для других стран "Глобального юга".
2. В январе 2025 Иран заключил с Россией Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Но еще до этого оказывал активную военно-техническую поддержку России в проведении СВО. Беспилотники "Шахид-3" в российском исполнении стали знаменитыми "Геранями-2". Одновременно Иран слал важнейшим транзитным пунктом для прямой торговли России с Индией по стремительно развивающемуся международному транспортному коридору Север-Юг, не зависящему от европейских портов (товарооборот вырос с 13 млрд дол. в 2021 году до 70 в 2024).
3. В 2021 году Иран заключил с Китаем Соглашение о всестороннем сотрудничестве, а 25 мая 2025 года в иранский логистический хаб Априн прибыл первый прямой грузовой поезд из Китая. Иран стал важнейшим пунктом "Пояса и Пути", обеспечивая Китаю выход к Персидскому заливу. Одновременно Китай является главным покупателем иранской нефти (90 % всего иранского нефтяного экспорта). Бомбардировки Ирана - удар по логистическим планам и энергобезопасности КНР.
4. Иран создал систему дружественных религиозных, политических и военных организаций и сообществ (т.н. Шиитский полумесяц), через которые влияет на весь регион Ближнего и Среднего Востока. Это хазарейцы в Афганистане, шиитские военизированные группировки Ирака (Армия Махди, Харакат ан-Нуджаба и др.), хуситы в Йемене, Хезболла в Ливане, алавиты в Сирии, а также шииты Бахрейна, КСА и других стран Залива. Опираясь на них, Иран стал единственной страной региона, пытавшейся помочь истребляемым палестинцам Газы.
5. И, наконец, В 2023 году Иран вступил в ШОС, а в 2024 - в БРИКС. Оба объединения выступают за более справедливый многополярный мир. Его интеграция в них только началась, и она способна многократно усилить политические и экономические возможности Исламской республики. Важно подбить ее на взлете. Кроме того, в 2023 году Иран восстановил отношения с Саудовской Аравией при посредничестве Китая и России. Так что Саудиты не станут эффективным сдерживающим Иран фактором. Теперь все приходится делать самим.
Итог
Итак, война на Ближнем Востоке переходит в новую ожесточенную и затяжную фазу. Безусловно, Иран не капитулирует после присоединения к ударам США - запас прочности у него велик, а решающий козырь - перекрытие Ормузского пролива, - он еще не доставал. И запас ракет еще далеко не исчерпан. Иран не может потерять лицо перед исламским миром, поддержки которого тщетно добивался на министерской встрече ОИС в Стамбуле накануне американских ударов. И надежды Израиля и США на снос его политической системы после ударов никакой: напротив, народ сплотился.
Нетаньяху война нужна как фактор сохранения власти (в этом он похож на Зеленского), и после демонстрации поддержки США он удвоит военные усилия. А США постараются избежать более активного вовлечения в войну. Под ударом около 40 тысяч американцев в регионе, стратегически важные военные базы (особенно база 5 флота ВМФ в Бахрейне и база ВВС Аль-Удейд в Катаре). Задача США - разжечь пожар и подливать масло в огонь, а не гореть самим. Но пройти между Сциллой и Харибдой, не пострадав совершенно, маловероятно.
И, перефразируя Трампа, хочется сказать от его лица: "Без меня эта война бы и вовсе не началась".
Спасибо за лайки и подписки!