Ради чего создавался "Смерш"? Ведь на фронтах результативно действовали Особые отделы госбезопасности, которые стали кадровой базой для новых органов военной контрразведки.
Дело в том, что к весне 1943 года принципиально изменилась ситуация на фронтах. После Сталинградской битвы было понятно, что Третьему рейху уже не хватает сил и ресурсов не только для наступления, но даже для удержания занятых позиций.
Красная армия готовилась к великому наступлению по всей линии фронта, и к освобождению оккупированных территорий. Но иллюзий у высшего командования не было: было ясно, что враг, отходя, постарается оставить как можно больше своих агентов. И надо было готовиться к масштабным проверкам населения.
Но это не вся проблема. Еще 9 февраля 1942 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ "О призыве в Красную Армию граждан, проживающих на освобождаемых от оккупации территориях". Поэтому немецкие агенты могли появиться и в Красной армии, и не случайно в обязанности "Смерша" входил контроль над личным составом.
Контрразведкой в прифронтовой полосе работа "Смерш" не ограничивалась. Работала мощная разведка глубоко в тылу врага, контрразведчики дотянулись даже до немецких спецслужб - Абвера и СД. "Смерш" за два года провел 186 радиоигр, в итоге на советскую территорию вывели и взяли в плен более 400 кадровых сотрудников и агентов гитлеровских спецслужб .
Существует мнение (впрочем, ошибочное), что "Смерш" имеет прямое отношение к созданию так называемых заградотрядов. На самом деле у "Смерша" были свои отряды: заградительно-контрольные. Они были совсем невелики - по 3-4 человека на полк. Действовали не на фронте, а в ближнем тылу, использовались для розыска агентуры противника.
Накануне наступательных операций фронтов заградслужбы с участием органов "Смерш" работали особенно активно. Прочесывали военные гарнизоны, до 500 и более населенных пунктов с прилегающими к ним лесами, осматривали нежилые помещения, заброшенные землянки. В ходе таких зачисток задерживали разный люд: кто просто потерял документы, а кто дезертир. Попадались в густые сети проверок и шпионы Абвера.
Пока шла война, "Смершу" был выдан карт-бланш на любые дерзкие операции.
И он стал самой эффективной спецслужбой не только Второй мировой войны, но и всего ХХ века. В истории аналогов "Смершу" нет. С минимальным личным составом - максимальные результаты в борьбе с сильнейшим противником.
Надо сказать, в начале войны сотрудники Абвера и СД по профессиональной подготовке превосходили советские кадры. Не потому, что интеллектом повыше. Просто их годами натаскивали на агрессивные способы ведения войны.
Столкнувшись с сильнейшим противником, наши спецслужбы искали способы ускоренной внутренней мобилизации, и в короткие сроки были подготовлены тысячи сотрудников для контрразведывательного обеспечения Красной Армии. Вот показатель: ни одного кадрового сотрудника "Смерша" вражеским спецслужбам не удалось завербовать или склонить к измене.
В инструкциях главной задачей "Смерша" называлась "борьба со шпионской, террористической и иной деятельностью иностранных разведок в частях Красной Армии".
В числе основных задач называлась борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах, предательством и изменой Родине, пресечение попыток перехода на сторону противника.
Жестокие уроки первого периода войны заставили командование Красной армии обратить самое серьезное внимание на проблемы дезертирства и измены в войсках. Конечно, на фоне массового героизма миллионов случаи добровольного перехода к врагу или дезертирства выглядят бледно, и все же преступление есть преступление. Предательство всегда должно быть наказано.
И потому Ставка приказывала военной контрразведке: принимать решительные меры по пресечению дезертирства и измены Родине.
Еще в июле 1941-го "по условиям военного времени" особые отделы НКВД были наделены правом ареста дезертиров, а в необходимых случаях даже правом расстрела на месте. Это право перешло к отделам контрразведки "Смерш".
Но значит ли это, что расстрелы были рутинной работой контрразведчиков? Вовсе нет. Много внимания "Смерш" уделял воспитательной работе с бойцами, особенно новобранцами, и особенно пришедшими с оккупированных территорий и вернувшимся из плена. Едва на линии фронта наступало относительное затишье, начинались особые мероприятия - воспитательные.
В центре внимания "Смерша" была и профилактика воинских преступлений. А для этого управления контрразведки прямо выходили на командование армий и фронтов, и настойчиво добивались обратить особое внимание на организацию полевой караульной службы, особенно на флангах и стыках подразделений.
Для чего? Это просто: чтобы склонные к измене бойцы не могли пользоваться близостью линии обороны противника. Немцы использовали малейшую возможность склонить бойца к предательству: разбрасывали листовки, вещали через громкоговорители. И понятное дело, среди пополнения находились малодушные или "политически засоренные."
Вот почему "Смерш" предписывал командирам частей перед линией нашей обороны выставлять секреты из надежных бойцов, а те должны были пресекать попытки перехода к противнику, задерживая или уничтожая изменников. Особенное внимание уделяли открытым участкам, их минировали и перекрывали проволочными заграждениями.
В общем, командование должно было обеспечить закрытую линию обороны и постоянную бдительность. Всех неизвестных гражданских и военных следовало немедленно задерживать и докладывать об этом командирам. Ответственность за соблюдение строжайшего режима на передовой возлагалась на командно-политический состав.
В плане профилактики измен и дезертирства, офицеры "Смерш" держали командный состав в ежовых рукавицах.
К примеру, в 1943 году начальник управления "Смерш" Северо-Западного фронта информировал военный совет: "Имеют место случаи самоуправства, рукоприкладства, грубого, издевательского и несоветского отношения со стороны отдельных командиров к подчиненным, а в отдельных частях 23-й гвардейской стрелковой дивизии эти случаи носят массовый характер, что в значительной мере облегчает работу врагу".
Вслед за этим весь командно-начальствующий состав фронта был предупрежден, что за бесчинства виновные будут привлекаться к строгой ответственности вплоть до предания суду военного трибунала. Так "Смерш" внушал нерадивым командирам, что нужно беречь солдата.
Контрразведчики наблюдали за тем, чтобы вовремя сменялись наряды боевого охранения, а красноармейцам был дан отдых. Напоминали армейским командирам о необходимости строго соблюдать требования устава, а виновных в нарушении уставов наказывать, независимо от звания и должности.
"Смерш" "докапывался" до каждой, казалось бы, мелочи. Например, бойцы зачастую, не задумываясь, использовали вражеские листовки для самокруток, а оборотную сторону для писем домой. Просто не было другой бумаги. И контрразведчики потребовали у армейского начальства - срочно обеспечить солдат бумагой для курева и писем...
Из таких, совсем на первый взгляд обыденных дел складывались фронтовые будни военной котрразведки "Смерш".
А итогом существования ГУКР "Смерш" стало полное поражение вражеских разведок: "Абвера" (под командованием адмирал Вильгельма Канариса), "Цеппелина", "Ваффен СС Ягдфербанда" (Отто Скорцени), румынской "ССИ", а впридачу японских и финских разведок и контрразведок.