Доктор Федор Углов знаменит многими достижениями, и не в последнюю очередь своим долгожительством.
Он родился за год до первой Русской революции, а умер за месяц до начала агрессии Грузии против Южной Осетии. Такой огромный массив исторических событий на протяжении одной жизни!
Начинал образование с семилетки, а в 19 лет связал свою жизнь с медициной, и как оказалось, навсегда. Пережил великое множество событий, приключений, участвовал в двух войнах, не раз болел смертельными болезнями, существуя на грани жизни и смерти. Но окончательно смерть победила его только в возрасте 103 года.
Скромный сельский врач стал кандидатом медицинских наук, профессором, автором множества научных работ, известных всему медицинскому миру. В начале профессиональной деятельности, когда еще не пришло признание, светила науки отказывались принимать достижения Углова как хирурга всерьез. Однажды (это было в начале 1930-х) видный ленинградский профессор даже назвал его отчеты по хирургическим операциям выдумками барона Мюнхгаузена. Но скептикам рано или поздно приходилось менять свое мнение.
Одним из первых в СССР Федор Григорьевич успешно выполнил сложнейшие операции на пищеводе, средостении, оперировал при болезнях поджелудочной железы, легких, пороках сердца. Изобрел искусственный клапан сердца. Обладал уникальной хирургической техникой, нашедшей высокую оценку многих известных хирургов мира. Не случайно его называли "волшебником в белом халате".
Углов вступил в партию большевиков в 1931 году. Принимал участие в борьбе с кулаками во время коллективизации, во время Зимней войны Федор Григорьевич служил старшим хирургом медсанбата на Финском фронте, награжден медалью "За боевые заслуги". После начала Великой Отечественной войны всю блокаду Ленинграда, все 900 дней, работал в осажденном городе хирургом, начальником хирургического госпиталя.
После войны много лет преподавал, создал свою хирургическую школу. Не скучал и на пенсии - изучал историю, работал в саду, летом любил ходить по грибы, а зимой кататься на лыжах.
Умудренного жизнью доктора не обошли стороной и модные веяния. В последние годы жизни он увлекался народным целительством, нетрадиционной медициной. Впрочем, тяга к "чернокнижию" не помешала ему считать себя глубоко верующим православным христианином.
Доктор Углов не чуждался и славы. Одну из последних операций выполнил накануне собственного столетия, специально пригласив представителей Книги рекордов Гиннеса для съемки. После этого доктора Углова занесли в книгу рекордов Гиннесса как обладателя двух рекордов - старейшего в мире практикующего хирурга, имеющего самый долгий стаж работы в хирургии 65 лет.
Несмотря на здоровый образ жизни, возрастные изменения все же дали о себе знать. Вскоре после празднования столетнего юбилея доктор перенес операцию по удалению камней из почки, а затем инсульт, который стал осложнением операции. Скончался в июне 2008 года, немного не дожив до 104-го дня рождения.
Еще в 1930-е Федор Григорьевич принимал активное участие в борьбе за трезвость: читал лекции, писал статьи. Убежденный сторонник трезвости, Углов не уставал рассказывать о действии спиртного и табачного дыма на мозг, сердце, легкие, органы ЖКТ. Подкреплял рассказы примерами своей практики.
Впрочем, в то время молодой доктор был не одинок в своем энтузиазме. Его убеждения полностью совпадали с линией партии. Трезвый образ жизни всячески пропагандировался на страницах журналах и в кино, пьяницы высмеивались в сатирических журналах и пьесах. Но все это проходило без излишнего давления на психику населения.
Другое дело - бурная антиалкогольная кампания которую Горбачев затеял в 1986 году. Экстремизм горбачевских антиалкогольных мероприятий привел к тому, что люди ответили невиданным по единодушию протестом. Главным в этом сопротивлении стал бурный рост самогоноварения, от чего не спасало усиление репрессивных мер. В итоге власти не столько добились снижения "пития", сколько собственноручно и притом значительно сократили алкогольную статью доходов бюджета, всегда немалую на протяжении столетий.
Но доктор Углов не экономист, и о последующих за антиалкогольной экономических проблемах не задумывался. Он вновь, как в молодости, с большим энтузиазмом присоединился к борьбе за трезвость, рассказывая о вреде любых доз алкоголя. Написал статью, где утверждал, что трезвость - это необходимое условии народного благополучия. Как и ранее, оставался пропагандистом трезвого образа жизни, и предлагал запрет продажи алкоголя и табака.
Был ли доктор во всем прав? Судите сами.
Одна из линий антиалкогольной пропаганды от доктора Углова была направлена на кефир. Он на полном серьезе утверждал, что кефир содержит малые дозы алкоголя, и потому пить кефир детям категорически нельзя. Более того, нельзя употреблять кефир даже будущим мамам. Взамен доктор предлагал ряженку, простоквашу и йогурт.
Споры вокруг кефира продолжаются по сей день. Последователи теории доктора Углова ссылаются на то, что кефир не производят и не употребляют ни в одной стране, кроме России. Однако это не совсем так. У многих народов есть национальные блюда, приготовленное путем брожения. В Армении это мацони, в Болгарии извара, во Франции - сыры типа Рокфор. Молочнокислые продукты давно признаны мировой медициной полезными для организма, а кефир входит в диету при многих заболеваниях.
Есть еще одно утверждение доктора Углова, о котором полезно поразмышлять. Он развил теорию, по которой до ХIХ века пьянство не было свойственно русскому народу, его внедрили и поддерживали евреи с целью подрыва русского национального характера.
Углов обвинял ЦРУ, сионистов и империалистическую агентуру в том, что те намеренно спаивают советских граждан. Провал антиалкогольной кампании объяснял сговором бюрократии и "этнических нерусских", то есть евреев, которые, по мнению доктора, с давних времен борются с самой идеей трезвости русского народа. При всем этом доктор делал упор на понятие "сионизм" и отвергал обвинения в антисемитизме.
Что касается провала горбачевской борьбы за трезвость, то с доктором трудно согласиться. Антиалкогольная кампания, скорее, была одним из способов развала СССР, и уже в этом был ее "успех". А вот по поводу сионистов, теория Углова вполне похожа на истину. Но пока не нашлось историков, которые бы рассмотрели эту версию, скажем так, с лупой в руках.
А если бы рассмотрели - глядишь, и нашлись бы ниточки, что связывают ЦРУ, сионизм и Михаила Горбачева...