Найти в Дзене
несокрушимая и легендарная

Сколько "зарабатывал" римский гладиатор за один бой

На протяжении более шести столетий гладиаторские бои оставались ключевым элементом римской культуры массовых зрелищ. Во время этих грандиозных и кровавых представлений трибуны амфитеатров, разбросанных по всем уголкам Римской империи, заполнялись до отказа. Организация гладиаторских игр требовала колоссальных расходов, сравнимых, а то и превышающих годовой бюджет небольшой римской провинции. Однако для римских правителей эти траты были более чем оправданы. В глазах народа, жаждущего «хлеба и зрелищ», ничто не укрепляло авторитет властителей более, чем эти кровавые спектакли, полные драматизма, боли и страданий. В массовом сознании гладиаторы часто ассоциируются с бесправными рабами, обреченными на смерть ради забавы толпы. На самом деле, реальность была гораздо сложнее. Среди гладиаторов встречались и высокооплачиваемые бойцы, хотя их число было относительно невелико. В отличии от голливудских фильмов, в которых жизнь гладиатора — это сплошные поединки, даже успешный боец выходил на ар

На протяжении более шести столетий гладиаторские бои оставались ключевым элементом римской культуры массовых зрелищ. Во время этих грандиозных и кровавых представлений трибуны амфитеатров, разбросанных по всем уголкам Римской империи, заполнялись до отказа.

Организация гладиаторских игр требовала колоссальных расходов, сравнимых, а то и превышающих годовой бюджет небольшой римской провинции. Однако для римских правителей эти траты были более чем оправданы.

В глазах народа, жаждущего «хлеба и зрелищ», ничто не укрепляло авторитет властителей более, чем эти кровавые спектакли, полные драматизма, боли и страданий.

В массовом сознании гладиаторы часто ассоциируются с бесправными рабами, обреченными на смерть ради забавы толпы. На самом деле, реальность была гораздо сложнее. Среди гладиаторов встречались и высокооплачиваемые бойцы, хотя их число было относительно невелико.

В отличии от голливудских фильмов, в которых жизнь гладиатора — это сплошные поединки, даже успешный боец выходил на арену амфитеатра в среднем 2–4 раза в год.

По своему социальному статусу гладиаторы Древнего Рима делились на несколько категорий, что напрямую влияло на, скажем так, их «заработную плату».

Вот основные категории: рабы (servi); вольноотпущенники (liberti); добровольцы по контракту (аuctorati); осуждённые преступники (noxii).

РАБЫ (servi)

Основную массу гладиаторов этой категории составляли воины, попавшие в плен. Среди них отбирали самых сильных и выносливых и продавали в гладиаторские школы. Так же в эту категорию входили обычные рабы, приобретенные ланистой(владельцем школы) для последующего обучения в школе гладиаторов.

-2

Рабы-гладиаторы являлись собственностью хозяина, но, по сравнению с обычными рабами, обладали некими условными правами.

Это был ценный товар: его берегли, кормили гораздо лучше, чем простых рабов, оказывали медицинскую помощь. Однако, главное заключалось в том, что раб получал вознаграждения за бои и имел шанс выкупить себя или обрести свободу, заслужив в боях деревянный меч (rudis) – символ освобождения.

Раб-гладиатор являлся орудием производства, приносящим прибыль своему хозяину, и остававшийся полностью в его власти. Основной заработок от побед или аренды гладиатора шёл хозяину (как собственнику "инструмента").

Сам гладиатор, если на то была воля хозяина, мог получать долю от дохода (peculium). Эти деньги он мог потратить на свой выкуп, улучшения бытовых условий, подношения богам.

Многое зависело от владельца, который мог в любое время лишить свое «орудие производства» причитающейся доли.

Распределение вознаграждения раба-гладиатора

-3

Новичок, получавший 10–30 сестерциев, мог позволить себе лишь самое необходимое: 10–30 буханок хлеба, простые сандалии или неделю в дешёвой гостинице. Опытные бойцы на 50–150 сестерциев могли приобрести приличную тунику, оружие или откладывать деньги на свой выкуп (20 000–30 000 сестерциев). Элитные гладиаторы (200–500 сестерциев) тратили деньги на золотые украшения или долю в торговом деле, а звёзды арены (500–1 500 сестерциев) могли за несколько лет скопить на свободу.

Отметим, что оплата обычного легионера составляла 900 – 1200 сестерциев в год, а ремесленник за тот же период зарабатывал 1 500 - 2 500

Покупательная способность сестерция в Древнем Риме (I–II вв. н.э.)

Парадокс ситуации заключался в том, что раб-гладиатор за несколько минут на арене мог «заработать» (если, конечно, выживал) то, что легионеру приходилось копить годами.

Но это "богатство" было обычной иллюзией. На самом деле реальность была жестокой. Все деньги гладиатора контролировал хозяин. Исследование захоронений гладиаторов в Эфесе и Йорке показали, что 80% останков гладиаторов содержат признаки хронического недоедания.

Статистика безжалостна: 7 из 10 новичков гибли на арене в течение года. Выжившие, адаптировавшись к кровавым правилам арены, постепенно повышали свой статус – от "расходного материала" до ценных бойцов.

Но и их век был недолог. Антропологические исследования захоронений показали, что средний возраст гладиаторов не превышал 22-30 лет. С учётом высокой смертности в первых боях, средняя продолжительность жизни после поступления в школу составляла около 2–5 лет. Даже звезды арены за свою карьеру редко проводили более 20-30 боев.

-5

Заработав за бой больше, чем солдат за год, рабы-гладиаторы годами выкупали право называться свободными. Реальный шанс получить свободу, даже по самым оптимистичным оценкам составлял не более 0.5 - 1%

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ (liberti)

Рабов-гладиаторов, получивших свободу (часто за выдающиеся заслуги на арене или через выкуп), называли вольноотпущенниками(liberti).

Формально получив свободу, вольноотпущенники-гладиаторы оказывались перед сложным выбором: продолжать рисковать жизнью, выходя на новые бои или пытаться найти свое место в римском обществе. Юридически они не были обязаны выходить на арену, но жесткие социальные и экономические механизмы фактически лишали их настоящей свободы выбора.

Часто гладиаторов-вольноотпущенников называют полусвободными.

Даже самые успешные вольноотпущенники-гладиаторы сталкивались с непреодолимыми барьерами, оставаясь в глазах общества людьми «низкого происхождения» и были ущемлены в социальных, экономических и политических правах.

Вольноотпущенник не мог стать легионером, избираться на государственные должности, вступать в браки с представителями высшего сословия, заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. И это лишь малая часть запретов.

Многие из них, даже получив условную свободу, находились в экономической зависимости от своего хозяина и имели перед ним определенные обязательства. Кроме того, большинство вольноотпущенников знало только одно ремесло – ремесло бойца.

Поэтому многие liberti сознательно возвращались на арену, соглашаясь на новые выступления — как по формальному контракту (auctoramentum), так и по устному соглашению с владельцем школы. Для бывших рабов, ограниченных в правах и возможностях, арена нередко оставалась единственным путём к относительной финансовой свободе и общественному признанию в мире, где все другие пути к достойной жизни были для них закрыты. Лучше слава арены, чем нищета рынка.

-6

Гонорары вольноотпущенников зависели от их опыта и в 3-5 раз превышали выплаты рабам-гладиаторам. По современным оценкам, гонорар опытного бойца за бой мог составлять 3000-6000 сестерциев. Помимо фиксированной платы, опытные бойцы, в случае успеха на арене, могли рассчитывать на ряд дополнительны наград. Это могли быть призы и подарки от публики, императора, богатых поклонников. Чем ярче бой — тем щедрее «дождь монет».

При этом, в зависимости от контракта и обязательств, из этой суммы на долю гладиатора приходилось от 50% до 70%. Остальная часть уходила на выплаты патрону (бывшему хозяину), ланисте(школе).

Примерные гонорары гладиаторов-вольноотпущенников

-7

При этом стоит учесть, что приведенная выше таблица, составленная на основе древнеримских источников, зачастую вызывающих сомнения, не может дать ясной картины о заработках вольноотпущенников.

Поэтому, не стоит обольщаться, видя столь большие гонорары гладиаторов.

Древнеримские источники сохранили противоречивые сведения о богатствах гладиаторов. С одной стороны, они подчёркивали фантастические для тех времен гонорары звёзд арены, с другой — указывали на нищету большинства бойцов.

Сведения о баснословных гонорарах бойцов-гладиаторов, дошедшие до наших времен, имеют лишь косвенные подтверждения.

Плиний Старший («Естественная история», Naturalis Historia 7.186) писал: "Gladiator, qui rudem acceperat, centena sestertia singulis exhibitionibus meruit."

«Гладиатор, получивший деревянный меч [свободу], получал по 100 000 сестерциев за каждое выступление».

Дион Кассий («Римская история», 67.8.4) сообщает, что император Домициан платил некоторым гладиаторам по 100 000 сестерциев за бой.

Граффити из Помпей (CIL IV 1183) гласят: "Spiculus Neronis (sc. gladiator) bis pugnans L sestertia accepit."

«Спикул, гладиатор Нерона, сражаясь дважды, получил пятьдесят тысяч сестерциев».

Светоний («Жизнь двенадцати цезарей» (Калигула, 30.3)) упоминает, что Калигула дарил гладиаторам поместья и огромные суммы за зрелищные бои.

В сатирическом романе «Сатирикон», приписываемом Гаю Петронию Арбитру сказано: "Matronae... gladiatoribus dona mittunt, quae pro unius noctis tactu centum sestertia poscunt."

«Матроны посылают гладиаторам подарки, предлагая за одну ночь ласк сто тысяч сестерциев».

Да, существовали успешные бойцы, чьи доходы могли посоперничать с доходами римской знати — но таких было крайне мало, буквально единицы за всю историю гладиаторских игр.

Многие вольноотпущенники не могли даже рассчитаться по своим обязательствам и с долгами, а не то, чтобы разбогатеть.

Истории о баснословных гонорарах часто основанных на отдельных, не всегда надёжных источниках или теоретических расчетах, не отражали общую участь большинства гладиаторов.

ДОБРОВОЛЬЦЫ ПО КОНТРАКТУ (аuctorati)

Auctorati (от лат. auctoramentum — "договор") — это, в большинстве своем, свободные граждане, добровольно заключавшие контракт для участия в гладиаторских боях. В отличие от рабов-гладиаторов, они выходили на арену без принуждения, обычно ради денег или славы.

В аuctorati обычно шли разорившиеся крестьяне, ремесленники, бывшие солдаты, искатели острых ощущений и славы, а также должники, чтобы расплатиться с долгами. В редких случаях аuctoratus мог стать и вольноотпущенник, не обременённый обязательствами перед бывшим хозяином.

Добровольцы (auctorati) заключали письменный контракт обычно на 3-5 лет (редко 1 год). В отличие от гладиаторов-вольноотпущенников, обремененных обязательствами перед бывшим хозяином, гладиаторы-контрактники могли разорвать договор на условиях, оговоренных контрактом..

Auctorati, подписывавшие контракт с гладиаторской школой, обычно получали фиксированные выплаты за бой (от 500 до 20 000 сестерциев). Их гонорары были сопоставимы с гонорарами вольноотпущенников и зависели от опыта и репутации бойца. В ряде случаев из этой суммы вычитались расходы на обучение, питание и экипировку, согласно условиям контракта.

-8

В отличие от них, гладиаторы - вольноотпущенники передавали существенную часть гонорара патрону, ланисте или школе.

ОСУЖДЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ (noxii).

Noxii – самая низшая категория гладиаторов. Обычно, это уголовные преступники, приговоренные к публичной казни на арене. История не сохранила ни одного достоверного случая, когда noxius был помилован или выжил. Соответственно, о гонорарах или выплатах в их случае говорить не приходится.

Фантастические заработки, о которых говорят античные источники, для большинства бойцов-гладиаторов оставались недостижимой мечтой. Даже самые высокие гонорары не могли компенсировать главного — каждый выход на арену мог стать последним.

Для рабов-гладиаторов деньги были иллюзией — их доходы контролировал хозяин. Вольноотпущенники, формально свободные, часто возвращались на арену из-за обязанностей перед бывшим владельцем и отсутствия других возможностей. Добровольцы шли за славой и деньгами, но их контракты редко приносили настоящую финансовую независимость.

-9

Истории о баснословных гонорарах звёзд арены — исключение, а не правило. Реальность была жестокой: короткая жизнь, увечья, пожизненная кабала и мизерные шансы на подлинную независимость. Гладиаторские бои оставались смертельной лотереей, где богатство доставалось единицам, а большинство получали не свободу и славу, а, в лучшем случае, эпитафию на надгробной плите.