Найти в Дзене
Литерамания

Смысл песни «Расстрел» Алены Швец: о чем реально поют в Тик-Токе?

Оглавление

Песня Алены Швец «Расстрел» - это погружение в мир трагичной любви, метафорической боли и эстетизированной гибели. В композиции сплетаются нежность, жестокость и предельная эмоциональная откровенность. Контрастность чувств заставляет задуматься об их истинной природе и роли в нашей жизни. Вот почему мне было так любопытно взяться за этот текст. Как обычно, делюсь своей интерпретацией и жду ваших мнений в комментариях.

Разбор

Первая строфа

С первых строк очевидна одержимость героини объектом любви. «Вытравить» — глагол с химическим оттенком, что делает любовь чем-то болезненным, ядовитым.

Тебя не вытравить из моей головы
Ты въелась в кровь, как будто самый дешёвый дым

Дым ассоциируется с ядом, сигаретами, зависимостью. «Дешёвый» — признак токсичности и обыденности боли. Любовь в данном случае уподобляется вредной привычке, проникшей на клеточный уровень.

Ты, моя девочка, красивей всяких фотографий
Насилуй мою душу, не закапай кафель

В следующих строках автор использует контраст. Сперва идет простая, но нежная строка: настоящая, живая красота любимой важнее идеализированных образов. Следом - шокирующая метафора: «насилуй душу» — добровольная жертва. «Кафель» — холодный, стерильный, больничный пол, отражающий состояние внутреннего мира героини. Поскольку изнасилование души происходит на уровне сознания, кафель - это не описание места, а самоощущение. Человек ощущает себя готовым к психическому, ментальному насилию, потому что все прощает и принимает за красоту (притягательность) возлюбленной.

Вторая строфа

В дальнейшем мы видим описание этого насилия: героиня отвергает свою половинку, но оба партнера при этом понимают, что не разойдутся. Получается, слова отчуждения используются только для того, чтобы сделать больно.

Ты в ссоре матом посылаешь далеко пойти
Больная дура, всё равно нам по пути

Парадоксальное принятие: несмотря на агрессию, герой(иня) не может уйти. «Больная дура» — и ругательство, и выражение боли, и, возможно, привязанности.

К героям приходит принятие трагической судьбы как общего пути. Любовь так окрыляет их, что даже смерть воспринимается иначе, если они встречают ее вместе.

Ликуй и смейся: погибать — так рука об руку
Лежим в заброшенной квартире, как на облаке

Автор использует оксюморон: пустота и разруха обстановки контрастируют с ощущением счастья. Мир умирает вокруг, но они — вместе. И это слияние их спасает, ведь они парят над суетой.

-2

Припев

«На заре» — это время, когда влюбленные разлучаются. Каждого ждут свои дела и заботы. Видимо, поэтому автор ассоциирует это время с расстрелом - разлукой. «От воды, от огня» — перечисление стихий, как метафора: угроза ощущается с разных сторон. Подчеркивается контрастность любви, которая бросает то в жар, то в холод.

На заре на расстрел, от воды, от огня
Я умру, я умру, я умру за тебя

Самоотдача до полного исчезновения. Повтор делает это обещание заклинанием, мантрой. Для героев невыносима даже мысль о жизни без любви.

Выводишь маркером простые слова
Ты ими разрисуешь всё моё тело:
"Держаться за руки, встречая рассвет
Держаться за руки во время расстрела"

Письмена на теле - символ верности до конца и предельной откровенности. Образ «расстрела» превращается в метафору испытания, пережитого до последнего вдоха. Рассвет — начало дня, но здесь он — пролог к смерти. Автор бросает жизни в лицо ультиматум: существованию без любви он предпочитает гибель на двоих. Без этого чувства бытие лишается смысла, как и сам рассвет.

Третья строфа

Тема гибели продолжает свое развитие в откровенной контатации факта. Смерть уже так близко, что смотрит в глаза.

Моя любовь, сегодня нам придётся умереть
А смерть придёт и будет в карие глаза смотреть
И будет гром, кислотный ливень, ядовитый мрак.
Когда в тебя влюблялась, было всё примерно так

Описывается апокалиптический мир, который отражает внутреннее состояние героя. Мы снова видим не место, а самоощущение. Интересно, что автор сравнивает начало любви и конец земной жизни: в отношениях прежнее «Я» человека умирает, его внутренний мир переживает трансформацию. Тот же процесс представляет собой смерть, если считать ее переходной ступенью для чего-то нового. Кроме того, это указание на разрушительность этой любви, обреченной с самого начала.

Четвёртая строфа

-3

Автор вновь возвращает нас к «облаку», на котором лежат влюбленные. Благодаря своему чувству они парят над суетой, находятся в невесомости, но это состояние тоже напряженное, в нем герои ощущают давление неба (оно не пускает их дальше, возвращает обратно - под этим образом стоит понимать естественные границы человеческой природы). Но даже в условиях давления герой готов нести возлюбленную на руках (метафора поддержки в любых обстоятельствах).

Мне небо давит на ладони в невесомости
И если упадёшь, я буду на руках нести
Ты, моя девочка, красива, как последний выстрел
Прошу, не бойся, ведь от пули умирают быстро

Интересно, что автор сравнивает красоту возлюбленной с последним выстрелом. Думаю, имеется в виду последняя секунда, которую человек проживает на этом свете. На него несется пуля, а он ощущает последний вздох и обдумывает последнюю мысль. После этого мгновения уже ничего не будет, поэтому оно исключительно прекрасно. Вот и роковая любовь героев - их последнее переживание, которому нет и не будет равного по силе.

Подводим итоги

«Расстрел» — это песня о любви как фатальном и всепоглощающем явлении, которое уничтожает «Я» и делает его частью «Мы». В ссорах, конфликтах, трениях совершается процесс объединения, который неизбежно стирает многие индивидуальные черты и границы. Но эту цену стоит платить, потому что без любви, вне ее жизни нет. Она обесценивается, как рассвет, встреченный расстрелом: его некому увидеть и пережить.

Через метафоры боли, гибели и зависимости Алена Швец создаёт образ отношений, в которых страдание и нежность сливаются воедино. Это одновременно трагедия и посвящение, где любовь — это финал, но финал осознанный и красивый.

А каково ваше восприятие этой песни? Делитесь мнениями в комментариях и, конечно, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что слушаете.