Найти в Дзене

Модели железных дорог. Часть 22. Двухосная платформа Пико.

Всех приветствую! Сегодня представляю вашему вниманию обзор моделей и прототипа вагона- универсальной "стандартной" платформы типа "R". Универсальные платформы имеют стальную сварную раму с деревянным или дерево-металлическим настилом пола и деревянными или металлическими откидными боковыми и торцевыми бортами. Настил пола подкреплён дополнительными балками рамы. Торцевые борта в открытом положении служат переездными мостками для погрузки колёсной техники самоходом. Некоторые платформы имеют дополнительные специальные вертикальные стойки, предотвращающие смещение груза. На платформе допускается перевозка как распределённых, так и сосредоточенных в средней части грузов. У этой универсальной платформы были еще и более поздние модификации, но о них я здесь писать не буду. А о предшественниках напишу. Итак, вначале об истории прототипов. Уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов Германского Рейхсбана. Их конструкция к этому времени была
Оглавление
Коллаж KotRa.
Коллаж KotRa.

Всех приветствую! Сегодня представляю вашему вниманию обзор моделей и прототипа вагона- универсальной "стандартной" платформы типа "R".

Универсальные платформы имеют стальную сварную раму с деревянным или дерево-металлическим настилом пола и деревянными или металлическими откидными боковыми и торцевыми бортами. Настил пола подкреплён дополнительными балками рамы. Торцевые борта в открытом положении служат переездными мостками для погрузки колёсной техники самоходом. Некоторые платформы имеют дополнительные специальные вертикальные стойки, предотвращающие смещение груза. На платформе допускается перевозка как распределённых, так и сосредоточенных в средней части грузов.

У этой универсальной платформы были еще и более поздние модификации, но о них я здесь писать не буду. А о предшественниках напишу. Итак, вначале об истории прототипов.

1. Прототипы.

1. Появление стандартной конструкции.

Уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов Германского Рейхсбана. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher
Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих. Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Штамбке. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn).

Строительство вагонов по чертежам, разработанным DWV началось в 1910 году и достигло пика в 20-е годы, когда ранее независимые региональные железнодорожные компании перешли во владение Германской Государственной Железной Дороги. Новые стандартные вагоны быстро вытеснили разнообразные нестандартные и составили основную
часть парка немецких вагонов. Их было построено огромное количество и многие из них оставались в эксплуатации до 1960-х
годов.

2. Платформа стандарта IId5.

Это открытые грузовые платформы, которые были результатом доработки прусской конструкции. С 1890/1891 годов и по 1913 год под эгидой Королевского прусского управления железных дорог (Koniglich Preusische Eisenbahn-Verwaltung, КРЕV) подобные платформы создавались на основе прусского же стандарта IId5. Изначально они были расчитаны на максимальную
скорость 65 километров в час, но со временем их совершенствовали и приспосабливали к меняющимся реалиям. Так что на основании стандарта IId5 было создано достаточно разновидностей их дизайна - менялась длина, диаметр колес и другие детали. Изначально, однако, платформы имели длину 11,5 метров по буферам, грузоподъемность 15.75 тонн и площадь полезной загрузки 27 квадратных метров. До 1913 года было построено более 10.000 таких вагонов по стандарту IId5.

С 1913 по 1927 год на основании стандарта IId5 был создан новый дизайн таких платформ (так называемый класс A4). В соответствии с этими новыми стандартами также переделывались и ранее построенные вагоны. До тех пор, пока в 1926 - 1928 году не были разработаны новые, еще более совершенные стандарты, с "взаимозаменяемыми" компонентами - Austauschbauart... Но в основе оставался всё тот же стандарт - IId5.

Платформа тип Rm. Заводское фото до 20-х годов. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-r-stuttgart.html
Платформа тип Rm. Заводское фото до 20-х годов. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-r-stuttgart.html

3. Массовое производство.

с 1913 по 1927 год на разных заводах производились платформы со стальной рамой, с нормальной грузоподъемностью 15 тонн, предельной грузоподъемностью 17,5 тонн, площадью полезной загрузки 27 квадратных метров. Они были оборудованы вертикальными деревянными стойками (8 по бокам, 2 с каждого торца); вагонная рама часто была укреплена стальным
шпренгелем (хорошо заметной треугольной конструкцией под бортами). Платформы имели две оси, борта высотой 40 сантиметров, длину 11,5 метров по буферам и колесную базу 6 метров (часть платформ выполнялась с тормозной будкой, что в таком случае увеличивало их длину по буферам на 70 сантиметров а меж-осевое до 6,5 м.). Деревянные стойки заменялись на прессованные стальные уже после 1945 года - а во время войны металл экономили.

Всего было построено более 36000 таких платформ. До появления Deutschen Reichsbahn они маркировались как платформы типа Rm. С 1920 года по 1945 год у Deutschen Reichsbahn они обозначались как платформы типа R Stuttgart. После войны уцелевшие и оставшиеся в Германии вагоны были поделены между западно-германским Deutschen Bundesbahn и восточно-германским Deutschen Reichsbahn. В первом случае они маркировались уже как R(o) 10, а во втором как R 61 (с вертикальными стойками) и Ro 63 (без таковых).

Источник: http://trainingone.ru/rungenwagen_MIBA_2005-09.pdf
Источник: http://trainingone.ru/rungenwagen_MIBA_2005-09.pdf

После 1966 года они получили универсальное обозначение по классификации Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC) Kk(l)m 431 а затем Kmmn с 1980 года.

Заглавная буква "K" в данной маркировке означает, что это - универсальная платформа с откидными или съемными бортами и которткими стойками, с длиной полезной загрузки 12 метров.

Маленькая буковка "k" означает грузоподъемность менее 20 тонн, которая указана также и "прямым текстом" - нормальная (Ladegewicht) 15 тонн, предельная (Tragfahigkeit) 17,5 тонн.

Маленькая буковка "m" означает длину возможной загрузки от 9 до 12 метров.

Источник: http://trainingone.ru/rungenwagen_MIBA_2005-09.pdf
Источник: http://trainingone.ru/rungenwagen_MIBA_2005-09.pdf

Правда, в 1980 году в ФРГ они уже для регулярных перевозок практически не использовались, только как специальный транспорт... Тем не менее, в 1994 году, после объединения DB и DR в DB AG, их оставалось на ходу ещё более 1000 штук, и они были выведены из эксплуатации до конца 1997 года.

Источники:

http://trainingone.ru/rungenwagen_MIBA_2005-09.pdf

Rungenwagen

2. Модели в Н0 (1:87).

1. Старое Пико (до 1991 г.).

Скан из каталога PIKO 1969 года. Источник Google.
Скан из каталога PIKO 1969 года. Источник Google.

Фирма Пико выпустила модель такого вагона в 1969 году в двух вариантах: DR и PKP. Позже появились и другие варианты, в т. ч. без стоек и с контейнерами.

Модель очень неплохая, за исключением толщины рамы, в связи с чем поверхность платформы задрана вверх, так же слегка преувеличены по высоте борта. Не смотря на неточности, модели вагонов соответствовали прототипам, вот пример: модель без стоек, с маркировкой DR 63-30-08 Roo (артикул 5/6416-155) которая изображала реально существовавший вагон-прототип с таким же номером III эпохи. По классификации, действовавшей в DR с 1951 года до введения UIC тип Roo означал открытую платформу ("R") грузоподъемностью от 15 тонн, с откидными или съемными бортами (торцами) и постоянно эксплуатирующуюся без стоек ("oo"):

Так же другие варианты:

2. Новое Пико.

Piko (артикул 57717). Источник: http://trainingone.ru/articles/car-r-stuttgart.html
Piko (артикул 57717). Источник: http://trainingone.ru/articles/car-r-stuttgart.html

По сути фирма продолжает выпускать те же модели но с новыми кол. парами и динамическим устройством сцепок. Маркировка платформы говорит о том, что речь идёт уже о конце 60-х годов и сей переживший войну образец
принадлежал на то время DR, то есть восточно-германскому Рейхсбану (такие платформы активно эксплуатировались только до конца 60-х на западе Германии, но на востоке - гораздо дольше). Так что факт указания производителем даже не III, а IV (четвертой) немецкой эпохи (примерно 1966 - 1980 годы) можно понять. Помимо прочего, на борту видна маркировка
платформ Международного союза железных дорог (UIC). Она начала появляться только в 1964 - 1966 году.

Частично взято отсюда: http://trainingone.ru/articles/car-r-stuttgart.html

3. Роко.

Еще одним производителем выпускающем модель такой платформы в Н0 является ROCO. Фирма производит все варианты такой платформы: без тормозной площадки, с ней, с будкой (разными), с усиленной шпренгелем рамой и без него, с 2 вариантами стоек. Эпохи с 1-й по 4-ю и всевозможные варианты приписки. В галерее ниже представлены лишь некоторые из многочисленных артикулов:

Модели сделаны лучше чем у Пико и полностью соответствуют масштабу и пропорциям.

4. Фляйшманн.

Здесь мы видим первый вариант такой платформы. Стойки отлиты едино с платформой. В остальном качество превосходное.

Fleischmann 520953 Набор платформ с грузам R 02 K.P.E.V. M.F.F.E Epoche I. Источник Rocoland.
Fleischmann 520953 Набор платформ с грузам R 02 K.P.E.V. M.F.F.E Epoche I. Источник Rocoland.

Фирма прекратила производство моделей в данном масштабе, но они еще встречаются в продаже. А многие продолжают производится под маркой Роко.

Так же Фляйшманн выпускали такие платформы в "стартовом" варианте которые в основном клали в наборы, но встречались и отдельно:

Модель сильно укорочена относительно прототипа, имеет меньше стоек и выпускалась в неокрашенном виде (просто из коричневого пластика).

Несколько фото из моей коллекции, в составе 2 платформы III эпохи и одна II-й, модели Роко:

3. Модели в ТТ (1:120).

1. ВТТВ.

По тем временам модель весьма хороша, однако борта все равно высоковаты.

2. Тилиг.

4. Модели в N (1:160).

Здесь я только Фляйшманн-овские модели нашел, и судя по всему весьма древние:

Модели от Fleischmann. Источник Google.
Модели от Fleischmann. Источник Google.

Опять же, если кто может и хочет дополнить обзор информацией (мог забыть кого-то из производителей) то буду рад, пишите в комментариях.

И по начавшей складываться традиции, модель в масштабе более крупном чем Н0. Мэрклин в единице:

Модель от Marklin. Источник Google.
Модель от Marklin. Источник Google.

А у меня на сегодня всё, благодарю вас за внимание!