Найти в Дзене
Фильманьяк

Золотая перчатка (2019) - если бы Квазимодо был маньяком

Режиссёр вырос в том же квартале, где орудовал убийца.
Режиссёр вырос в том же квартале, где орудовал убийца.
1970 год, Гамбург. Фриц Хонка - алкоголик. Вся его жизнь в свободное от работы уборщиком времени сводится к беспробудному пьянству в пабе «Золотая перчатка». В этом месте он свой среди таких же деградирующих маргиналов, у которых уже нет никаких надежд на лучшую жизнь. Но кое в чём Хонка всё-таки от них отличается. Свою ненависть к этому миру он готов выплеснуть наружу...
Мрачный чёрный юмор критики не оценили. В первую очередь, упрекая режиссёра в отсутствии сочувствия к жертвам убийцы.
Мрачный чёрный юмор критики не оценили. В первую очередь, упрекая режиссёра в отсутствии сочувствия к жертвам убийцы.

История про убийцу из Гамбурга Фрица Хонку имеет все шансы стать одним из самых запоминающихся сказаний о маньяках за последнее десятилетие. Хонка в узких немецких кругах уже успел стать жуткой легендой, которой пугали детей. Монстр во всех смыслах, как физиологическом, так и психологическом, завлекавший женщин в свой чертог, а после, прямо в духе Синей Бороды, складировавший их в тайнике.

Бар и квартира были реконструированы в точности по архивным материалам. Так что всё аутентично.
Бар и квартира были реконструированы в точности по архивным материалам. Так что всё аутентично.

Немецкий писатель и юморист Хайнц Штрунк, часто в своих произведениях анализирующий изнанку обочины жизни, подумывал обратиться к какой-либо персоне серийного убийцы из истории Германии. Поначалу он хотел написать роман про Юргена Барча, однако передумал, поскольку счёл, что элементы чёрного юмора точно не подходят для истории про убийцу детей.

Вильгельм из романа превратился в Вилли, который пытается добавить +10 к мужественности с помощью визита в «Золотую перчатку»
Вильгельм из романа превратился в Вилли, который пытается добавить +10 к мужественности с помощью визита в «Золотую перчатку»

Когда в 2009 Штрунк познакомился с владельцем бара «Золотая перчатка», он нашёл своего «героя», который был завсегдатаем заведения. Циркулируя между пабом и архивом, в котором Штрунку предоставили доступ к материала по делу Хонки, автор создал за полгода обширную рукопись на 600 страниц. Ещё год ушёл на 18 других версий, подвергавшихся сокращению.

Акин лукавит, когда говорит, что хотел снять чистый хоррор. Во-первых потому, что социальный компонент из романа всё равно остался, пусть и в усечённом виде.
Акин лукавит, когда говорит, что хотел снять чистый хоррор. Во-первых потому, что социальный компонент из романа всё равно остался, пусть и в усечённом виде.

В романе Штрунка маньяк - один из трёх главных персонажей, которых объединяет посещение печально известного места. Двое других - самый старший и самый младший члены семьи фон Дорен, во времена войны обогатившихся на освоении еврейской собственности, а ныне презираемые элитой и неуклонно движущиеся к краху.

Вторая причина, по которой этот фильм не назовёшь хоррором - чёрный юмор. Пафосная история из «Соучастника» о том, что никто не заметил смерти старика в метро, здесь обретает уморительное звучание.
Вторая причина, по которой этот фильм не назовёшь хоррором - чёрный юмор. Пафосная история из «Соучастника» о том, что никто не заметил смерти старика в метро, здесь обретает уморительное звучание.

Хайнц Штрунк заявил, что написать роман, посвящённый только Фрицу Хонке было бы «плохой затеей». Поэтому он сформировал порочный круг из трёх людей, отражающий моральный упадок трёх поколений послевоенной Германии. Все они отвергаемы обществом, преисполнены взаимной ненависти ко всему живому. Алкоголизм и беспорядочные сексуальные связи - всё, к чему сводится их существование. Причём секс в исключительно перверсивных формах становится единственной возможностью как-то самоутвердится и почувствовать какой-то контроль над ещё более убогими членами социальной помойки.

Характерная черта главного героя - он всегда находит жертв, которые «хуже» него самого.
Характерная черта главного героя - он всегда находит жертв, которые «хуже» него самого.

Фатих Акин, позиционирующий себя как режиссёр авторского кино, не стал делать из Хонки городскую страшилку. Но и не взялся переносить на экран весь роман Штрунка, сосредоточив повествование только на маньяке. Хонка поначалу предстаёт нам именно в своём самом неприглядном свете, ровно до того момента, пока в его жизнь не входит некий светлый образ девушки, за которым его душа начинает тянуться прочь из глубин ада. А ведь «рыгаловка» «Золотая перчатка» представляет собой именно воплощение дьявольской кутьи на земле.

Эпизод изнасилования Фрица режиссёр расценил как оправдание мотивов Хонки. «Многих насиловали, но они не стали маньяками» - сказал Акин и вырезал отснятый фрагмент из фильма.
Эпизод изнасилования Фрица режиссёр расценил как оправдание мотивов Хонки. «Многих насиловали, но они не стали маньяками» - сказал Акин и вырезал отснятый фрагмент из фильма.

Её обитатели - люди с помятыми жизнью лицами, раскрасневшимися от постоянного перепоя. Их души давно мертвы, но они продолжают смеяться над сальными шутками и предаваться забвению в постоянном пьянстве. И огромное достижение Акина - в том, что он буквально переносит зрителя в эту, мягко говоря, неприятную компанию. Начинаешь задыхаться от той постоянной дымки, что царит в прокуренном помещении, набитом постоянно смолящими людьми. Зловоние этой рыгаловки бьёт в ноздри.

Образ жизни Хонки очень сильно напоминает историю Ричарда Спека.
Образ жизни Хонки очень сильно напоминает историю Ричарда Спека.

Хонка, затесавшийся среди них, ещё не так стар, но уже выброшен на обочину жизни. С момента, когда душа монстра потянется к прекрасному, мы перестаём видеть в Хонке ходячую страшилку. Дальше начинается кино о маленьком человеке, пытающемся начать новую жизнь. И в этих эпизодах, где в глазах Хонки просыпается надежда, актёр Йонас Дасслер, изуродованный гримом, особенно хорош.

На съёмочную площадку была приглашена психолог, чтобы помочь актриса справиться со съёмками особо унизительных сцен.
На съёмочную площадку была приглашена психолог, чтобы помочь актриса справиться со съёмками особо унизительных сцен.

Но борьба хороших намерений с плохими привычками редко заканчивается в пользу первых. Ибо жизнь полна сюрпризов, а подножек в ней ещё больше. По старому не хочется, по новому не знаешь как. Кино получилось достаточно остросоциальным, редко где ещё так точно показывались бы «прелести» жизни в пьяном угаре. Возможно Акин слишком прямолинейно перегнул, вспомнив о любви Квазимодо к Эсмеральде. Поскольку нет никаких гарантий, что она не повторит судьбу предыдущих жертв Хонки.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.