1966 год, Германия. Полиция арестовывает Юргена Барча, который истязал 11-тилетнего мальчика. К удивлению следователей, Барч признаётся ещё в нескольких убийства. Откровенный рассказ 19-тилетнего Юргена позволяет понять, почему в столь юном возрасте он стал вымещать скрытую агрессию на окружающих.
Название, под которым фильм вышел в англоязычных странах, в оригинале называется «Всю жизнь в коротких штанишках». Это реконструкция жизни Юргена Барча, серийного убийцы из Германии. При просмотре неизбежно возникнут ассоциации с «Дамером» Дэвида Джейкобсона и «Убийцей» Ромуальда Кармакара. Повествование идёт в двух временных плоскостях – исповедь Барча в камере и его юношеские годы.
Режиссёр Кай С. Пик не касается совершенно вопросов расследования и поимки, а целиком сосредотачивается на погружении в личность Барча. Реконструкция взаимоотношений в его семье, попытки установить связь с кем-то из внешнего мира, цитаты из дневников Барча, и, непосредственно, Барч в заключении, рефлексирующий о своей жизни.
Фильм был снят по книге Пола Моора, журналиста и писателя, который 8 лет переписывался с Барчем – поэтому не стоит подозревать режиссёра в выдумывании фактов. Книга Моора была высоко оценена профессиональными психоаналитиками. Некоторые рецензенты поспешили окрестить Барча «Маньяком-Питер Пэном», словно испытывая отвращение к некоторым моментам из этого довольно мрачного и холодного фильма, не желая вдаваться в психологию персонажа.
Однако же стоит наоборот записать Каю С. Пику в заслуги то, как он воссоздаёт мировоззрение Юргена Барча на экране. Финальный кадр с фокусом идеологически напоминает о самом главном, в чём нуждается каждый из нас. И оставляет в несколько печальных ощущениях, ведь режиссёр даёт прочувствовать, что несмотря на поимку, Барч всё равно оставался в плену своих инфантильных невротических фантазий, будучи неспособным закрыть свои базовые потребности.
Даст ли этот фильм однозначный ответ о том, что толкает на преступление? Конечно же нет. Но однозначно может появится представление о том, какая душа может быть склонна к подобному. Дебют Кая С. Пика, увы, как и многие схожие ленты (тот же «Дамер») широкого проката не удостоился – но зато с успехом прошёл по многим кинофестивалям, в особенности – по ЛГБТ-кинофестивалям.
Видимо, притесняемые меньшинства словили лучшую идентификацию с образом несчастного Юргена, нежели консервативный зритель, вешающий на подобных ярлык – «больной» - и не желающий вдаваться в историю болезни. К просмотру рекомендуется – очень обстоятельно снято, ничего лишнего, да и режиссёра не упрекнуть в эксплуатации – насилие психологическое он воплощает на экране великолепно, физическое его не интересует вовсе.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.