Найти тему
211 подписчиков

Ребенок, которым я не был (2002) - убедительный взгляд на становление подростка-убийцы

126 прочитали
Первое убийство Юрген совершил в 15 лет. Мрачная тайна давила тяжким грузом на психику, отчего Барч искал спасения в исповеди. Священник или не поверил рассказу юноши, или же предпочёл вверить его судьбу в руки Господа.
Первое убийство Юрген совершил в 15 лет. Мрачная тайна давила тяжким грузом на психику, отчего Барч искал спасения в исповеди. Священник или не поверил рассказу юноши, или же предпочёл вверить его судьбу в руки Господа.
1966 год, Германия. Полиция арестовывает Юргена Барча, который истязал 11-тилетнего мальчика. К удивлению следователей, Барч признаётся ещё в нескольких убийства. Откровенный рассказ 19-тилетнего Юргена позволяет понять, почему в столь юном возрасте он стал вымещать скрытую агрессию на окружающих.
Относительно церкви режиссёр не испытывает никаких иллюзий.
Относительно церкви режиссёр не испытывает никаких иллюзий.

Название, под которым фильм вышел в англоязычных странах, в оригинале называется «Всю жизнь в коротких штанишках». Это реконструкция жизни Юргена Барча, серийного убийцы из Германии. При просмотре неизбежно возникнут ассоциации с «Дамером» Дэвида Джейкобсона и «Убийцей» Ромуальда Кармакара. Повествование идёт в двух временных плоскостях – исповедь Барча в камере и его юношеские годы.

Кто ждал от фильма демонстрации преступлений Барча во всех кровавых подробностях - умерьте свой энтузиазм. Вот так в фильме выглядит насилие.
Кто ждал от фильма демонстрации преступлений Барча во всех кровавых подробностях - умерьте свой энтузиазм. Вот так в фильме выглядит насилие.

Режиссёр Кай С. Пик не касается совершенно вопросов расследования и поимки, а целиком сосредотачивается на погружении в личность Барча. Реконструкция взаимоотношений в его семье, попытки установить связь с кем-то из внешнего мира, цитаты из дневников Барча, и, непосредственно, Барч в заключении, рефлексирующий о своей жизни.

Куда больший ужас вызывают кадры вроде этих. Рождественский ужин, проходящий в гробовом молчании. Семейное тепло? Нет, не слышали.
Куда больший ужас вызывают кадры вроде этих. Рождественский ужин, проходящий в гробовом молчании. Семейное тепло? Нет, не слышали.

Фильм был снят по книге Пола Моора, журналиста и писателя, который 8 лет переписывался с Барчем – поэтому не стоит подозревать режиссёра в выдумывании фактов. Книга Моора была высоко оценена профессиональными психоаналитиками. Некоторые рецензенты поспешили окрестить Барча «Маньяком-Питер Пэном», словно испытывая отвращение к некоторым моментам из этого довольно мрачного и холодного фильма, не желая вдаваться в психологию персонажа.

Кай С. Пик вовсе не пытается вызвать у зрителя сочувствие к личности убийцы. Он даёт прочувствовать тот выхолощенный холодный внутренний мир Юргена.
Кай С. Пик вовсе не пытается вызвать у зрителя сочувствие к личности убийцы. Он даёт прочувствовать тот выхолощенный холодный внутренний мир Юргена.

Однако же стоит наоборот записать Каю С. Пику в заслуги то, как он воссоздаёт мировоззрение Юргена Барча на экране. Финальный кадр с фокусом идеологически напоминает о самом главном, в чём нуждается каждый из нас. И оставляет в несколько печальных ощущениях, ведь режиссёр даёт прочувствовать, что несмотря на поимку, Барч всё равно оставался в плену своих инфантильных невротических фантазий, будучи неспособным закрыть свои базовые потребности.

Одно из особо жутких обстоятельств преступлений Барча заключается в том, что ему даже не приходилось заморачиваться с тем, чтобы заманивать жертв. Вчерашний подросток, он мог общаться с детьми как свой в доску.
Одно из особо жутких обстоятельств преступлений Барча заключается в том, что ему даже не приходилось заморачиваться с тем, чтобы заманивать жертв. Вчерашний подросток, он мог общаться с детьми как свой в доску.

Даст ли этот фильм однозначный ответ о том, что толкает на преступление? Конечно же нет. Но однозначно может появится представление о том, какая душа может быть склонна к подобному. Дебют Кая С. Пика, увы, как и многие схожие ленты (тот же «Дамер») широкого проката не удостоился – но зато с успехом прошёл по многим кинофестивалям, в особенности – по ЛГБТ-кинофестивалям.

Через пять лет после ареста после апелляции пожизненное заключение заменили на 10-тилетнее пребывание в психиатрической лечебнице. Пять лет спустя он умер во время операции от передозировки наркоза. Многие исследователи сходятся во мнении, что передозировка была не случайной.
Через пять лет после ареста после апелляции пожизненное заключение заменили на 10-тилетнее пребывание в психиатрической лечебнице. Пять лет спустя он умер во время операции от передозировки наркоза. Многие исследователи сходятся во мнении, что передозировка была не случайной.

Видимо, притесняемые меньшинства словили лучшую идентификацию с образом несчастного Юргена, нежели консервативный зритель, вешающий на подобных ярлык – «больной» - и не желающий вдаваться в историю болезни. К просмотру рекомендуется – очень обстоятельно снято, ничего лишнего, да и режиссёра не упрекнуть в эксплуатации – насилие психологическое он воплощает на экране великолепно, физическое его не интересует вовсе.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.