Найти в Дзене
Диванный Адмирал

И еще немного о новейшей истории: как защищают моря от современных пиратов

Ахой, мореманы! Меня просили, и я отвечу. Да, тема снова из комментариев к ранее опубликованной статье, и она вовсе не простая. Информации не слишком-то много, но я постараюсь осветить всё максимально полно. Поехали! Частные военные компании на море превратились в достаточно заметное явление весьма недавно, на рубеже XX и XXI веков. Хотя, безусловно, прообразы и прототипы были у них и чуть раньше: в 1970-х, например, была американская компания, обучавшая солдат Саудовской Аравии и занимавшаяся там же защитой нефтяных месторождений. Современные же ЧВК увидели свет в основном с развитием и ростом масштабов пиратства в районе Аденского залива и Сомали в 2000-х годах. Они стали весьма закономерно предлагать услуги по охране судов. Но то дела заграничные. А что в России? Пока почти ничего: морские ЧВК у нас начали обсуждаться только совсем-совсем недавно, хотя они и существуют. А ещё в этом году было внесено предложение о создании специализированных ЧВК для защиты российских судов в нейтр

Ахой, мореманы! Меня просили, и я отвечу. Да, тема снова из комментариев к ранее опубликованной статье, и она вовсе не простая. Информации не слишком-то много, но я постараюсь осветить всё максимально полно. Поехали!

Такое почти метафоричное изображение как нельзя лучше подходит всей теме морских ЧВК
Такое почти метафоричное изображение как нельзя лучше подходит всей теме морских ЧВК

  • Немного истории ЧВК

Частные военные компании на море превратились в достаточно заметное явление весьма недавно, на рубеже XX и XXI веков. Хотя, безусловно, прообразы и прототипы были у них и чуть раньше: в 1970-х, например, была американская компания, обучавшая солдат Саудовской Аравии и занимавшаяся там же защитой нефтяных месторождений. Современные же ЧВК увидели свет в основном с развитием и ростом масштабов пиратства в районе Аденского залива и Сомали в 2000-х годах. Они стали весьма закономерно предлагать услуги по охране судов.

Но то дела заграничные. А что в России? Пока почти ничего: морские ЧВК у нас начали обсуждаться только совсем-совсем недавно, хотя они и существуют. А ещё в этом году было внесено предложение о создании специализированных ЧВК для защиты российских судов в нейтральных водах, в свете санкций и в целом обострённой ситуации. Однако на сегодняшний день это только инициатива, за развитием которой лишь предстоит проследить. 

  • Чем именно занимаются ЧВК на море?

Задач у них весьма немало: здесь и уже упомянутая охрана судов от пиратства, являющая собой сопровождение торговых и рыболовных судов, а также яхт в опасных регионах, и борьба с контрабандой, и пресечение незаконного рыболовства, и защита портов и нефтяных платформ. В список входит даже всякая военно-морская логистика, с поддержкой операций навроде разведки. Весьма много помощи государствам, если так посмотреть. И это весьма занятно в свете нашего следующего раздела.

-2

  • Камни преткновения в виде правовых проблем ЧВК

Уже не секрет, что у этих всячески полезных организаций с законами отношения весьма непростые — мы ещё в предыдущей статье это затрагивали. Чёткого регулирования деятельности ЧВК на море международное право не имеет. Существует, конечно, такая вещь как документ Монтрё от 2008 года, но все перечисленные там меры по хоть какой-то проверки "частников" и того, чем они занимаются, носит исключительно рекомендательный характер.

Помимо рекомендательности, документ Монтрё еще и не везде признан. Следующие ему страны отмечены темно-зеленым, а светло-зеленые, пусть сами и не брали на себя конкретных обязательств, находятся в составе международных организаций, взявших документ на вооружение.
Помимо рекомендательности, документ Монтрё еще и не везде признан. Следующие ему страны отмечены темно-зеленым, а светло-зеленые, пусть сами и не брали на себя конкретных обязательств, находятся в составе международных организаций, взявших документ на вооружение.

В России они тоже технически в "серой" зоне: деятельность не запрещена и не легализована. И это, для начала, риск для самих сотрудников организаций. Их права и без того частенько нарушаются, без контроля-то. А ещё мы не будем углубляться в нарушения и злоупотребления со стороны ЧВК, зафиксированные ООН. Там и незаконные задержания, и применение силы, где не стоит. Что делает ситуацию ещё сложнее, так это потенциальная возможность эскалации конфликтов, если ЧВК выступает в поддержку интересов какого-то государства. Ну и, по некоторым данным, у отдельных компаний есть связь с теневой экономикой, контрабандой всего, включая оружие, и незаконной добычей ресурсов. Как видите, однозначности в их отношении никакой: спасители иной раз оказываются губителями. 

Такие дела. При всей своей спорности, морские ЧВК всё ещё являются едва ли не единственным способом снизить количество и масштаб пиратских атак. Нам остаётся лишь наблюдать, как история находит им место на своих страницах и судит их дела. Посмотрим, поживём, увидим. 

А вам, дорогие мои мореманы, снова спасибо за интересные темы. Некоторые требуют часов, а иные — дней исследования, но таким образом мы все узнаём о жизни в морях чуть больше. Семь футов под килем, не теряйте своей любознательности, подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить, и до новых встреч!