Вначале было искусство…
Мы уже писали о том, что технология «АРТ+» впервые появилась в практике учителей московской гимназии «Эллада» на заре XXI века, т.е. в нулевые годы. Началось все именно с предметов искусства – изобразительного и музыки, которые не только собрали вокруг себя все остальные предметы, но и поделились своими формами, методами, содержанием.
Тема междисциплинарного педагогического проекта: «День Земли»
(уроки: Изобразительное искусство. Русский язык. Окружающий мир (2 класс).
Задачи урока «Изобразительное искусство»
Ученик узнает:
1) жанр «пейзаж» в живописи;
2) работы художников-пейзажистов, запечатлевших природу разных географических зон (И. Левитан, И. Шишкин, М. Сарьян; П. Сезанн, Р. Кент и др.);
3) расположение линии горизонта и предметов в пространстве при построении композиции пейзажа;
4) применение правил перспективы в работе над пейзажем;
5) значение теплых и холодных цветов, смешение хроматических цветов между собой и с ахроматическими цветами для передачи характера пейзажа и особенностей природной зоны.
Ученик научится:
1) видеть и ценить разнообразие и красоту природных ландшафтов разных географических зон;
2) выбирать художественный материал, передающий характер изображения и замысел художника;
3) использовать линию горизонта в работе над пейзажем для передачи пространства;
4) с помощью цвета передавать характер и настроение пейзажа;
5) передавать свое отношение к Земле и ее природе с помощью изображения.
Задачи урока «Русский язык»
Ученик узнает:
1) трактовка понятий «земля» и «Земля»; синонимические ряды, включающие эти понятия; правописание слов «земля» и «Земля»;
2) отношение к родной земле, отраженное в стихах, былинах, прозе;
3) пословицы и поговорки, посвященные земле;
4) значение слов «экология», «модель»; глобус, как модель Земли.
Ученик научится:
1) работать со словарями: орфографическим, иностранных слов;
2) правильно писать словарные слова (выбираются слова, связанные с географическими зонами, природными условиями, растительным миром, космическим пространством, мифологическими представлениями);
3) разбирать слово по составу;
4) ценить красоту и жизненную силу родной земли, ее традиции и искусство;
5) передавать свое отношение к Земле и ее природе с помощью слова.
Задачи урока «Окружающий мир»
Ученик узнает:
1) Земля – это планета солнечной системы и земля – это почва (глина, суглинок, чернозем и др.);
2) законы вращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли;
3) модели Земли: глобус и географическая карта;
4) особенности почвы разных природных зон и зависимость вида растений от характера почвы.
Ученик научится:
1) различать понятия «Земля» и «земля»;
2) понимать и комментировать информацию, представленную на моделях;
3) узнавать на моделях Земли и изображать с помощью цвета природные зоны (горы, равнины, моря и океаны и др.);
4) объяснять правила движения Земли и Луны.
Общекультурные задачи проекта
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости явлений, происходящих на небе и на Земле (смена дня и ночи, движение Земли и Луны, разнообразие пейзажей Земли и др.).
Развитие пространственного мышления, передача глубины пространства в рисунке, построение линии горизонта.
Воспитание бережного и эмоционально-ценностного отношения к планете Земля, к природе Земли, к своей стране.
Активизация познавательно деятельности ребенка путем знакомства с разнообразием пейзажей разных природных зон, с изображением их на картинах художников и на географической карте, в восприятии поэтов, писателей и ученых.
Развитие навыка переносить знания и умения из одной области в другую, умение выразить свои мысли и чувства с помощью слова, литературного и визуального образа, музыки.