Найти в Дзене

Первые шаги

Оглавление

Вначале было искусство…

Мы уже писали о том, что технология «АРТ+» впервые появилась в практике учителей московской гимназии «Эллада» на заре XXI века, т.е. в нулевые годы. Началось все именно с предметов искусства – изобразительного и музыки, которые не только собрали вокруг себя все остальные предметы, но и поделились своими формами, методами, содержанием.

Тема междисциплинарного педагогического проекта: «День Земли»

(уроки: Изобразительное искусство. Русский язык. Окружающий мир (2 класс).

Задачи урока «Изобразительное искусство»

Ученик узнает:

1) жанр «пейзаж» в живописи;

2) работы художников-пейзажистов, запечатлевших природу разных географических зон (И. Левитан, И. Шишкин, М. Сарьян; П. Сезанн, Р. Кент и др.);

3) расположение линии горизонта и предметов в пространстве при построении композиции пейзажа;

4) применение правил перспективы в работе над пейзажем;

5) значение теплых и холодных цветов, смешение хроматических цветов между собой и с ахроматическими цветами для передачи характера пейзажа и особенностей природной зоны.

Ученик научится:

1) видеть и ценить разнообразие и красоту природных ландшафтов разных географических зон;

2) выбирать художественный материал, передающий характер изображения и замысел художника;

3) использовать линию горизонта в работе над пейзажем для передачи пространства;

4) с помощью цвета передавать характер и настроение пейзажа;

5) передавать свое отношение к Земле и ее природе с помощью изображения.

Рождение пейзажа пустыни. Ученик для изображения знойной пустыни и сыпучих песков выбрал технику пастели.
Рождение пейзажа пустыни. Ученик для изображения знойной пустыни и сыпучих песков выбрал технику пастели.
В конце урока художественные работы второклассников составили "киноленту" их путешествия по разным природным зонам Земли.
В конце урока художественные работы второклассников составили "киноленту" их путешествия по разным природным зонам Земли.

Задачи урока «Русский язык»

Ученик узнает:

1) трактовка понятий «земля» и «Земля»; синонимические ряды, включающие эти понятия; правописание слов «земля» и «Земля»;

2) отношение к родной земле, отраженное в стихах, былинах, прозе;

3) пословицы и поговорки, посвященные земле;

4) значение слов «экология», «модель»; глобус, как модель Земли.

Ученик научится:

1) работать со словарями: орфографическим, иностранных слов;

2) правильно писать словарные слова (выбираются слова, связанные с географическими зонами, природными условиями, растительным миром, космическим пространством, мифологическими представлениями);

3) разбирать слово по составу;

4) ценить красоту и жизненную силу родной земли, ее традиции и искусство;

5) передавать свое отношение к Земле и ее природе с помощью слова.

Урок русского языка начинается с обсуждения рисунков учащихся. Дети рассказывают, почему выбрали горы, море, пустыню, джунгли или крайний Север.
Урок русского языка начинается с обсуждения рисунков учащихся. Дети рассказывают, почему выбрали горы, море, пустыню, джунгли или крайний Север.

Учитель представляет глобус как модель Земли. Учащиеся обращаются к словарям для объяснения понятия "модель".
Учитель представляет глобус как модель Земли. Учащиеся обращаются к словарям для объяснения понятия "модель".

Задачи урока «Окружающий мир»

Ученик узнает:

1) Земля – это планета солнечной системы и земля – это почва (глина, суглинок, чернозем и др.);

2) законы вращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли;

3) модели Земли: глобус и географическая карта;

4) особенности почвы разных природных зон и зависимость вида растений от характера почвы.

Ученик научится:

1) различать понятия «Земля» и «земля»;

2) понимать и комментировать информацию, представленную на моделях;

3) узнавать на моделях Земли и изображать с помощью цвета природные зоны (горы, равнины, моря и океаны и др.);

4) объяснять правила движения Земли и Луны.

На заключительном уроке педагогического проекта закрепляются знания о географических зонах Земли, их разнообразии и красоте. Рассматривается глобус как модель Земли, акцентируются цвета, которыми изображены на глобусе разные природные зоны, сравниваются с цветами, использованными учащимися в рисунках. В конце урока дети еще раз рассказывают о своих художественных работах. Рассказы детей по содержанию информации, использованию эпитетов, передаче своего отношения к природе и к своей художественной работе существенно ярче и богаче, чем это было после первого урока.
На заключительном уроке педагогического проекта закрепляются знания о географических зонах Земли, их разнообразии и красоте. Рассматривается глобус как модель Земли, акцентируются цвета, которыми изображены на глобусе разные природные зоны, сравниваются с цветами, использованными учащимися в рисунках. В конце урока дети еще раз рассказывают о своих художественных работах. Рассказы детей по содержанию информации, использованию эпитетов, передаче своего отношения к природе и к своей художественной работе существенно ярче и богаче, чем это было после первого урока.

Общекультурные задачи проекта

Понимание взаимосвязи и взаимозависимости явлений, происходящих на небе и на Земле (смена дня и ночи, движение Земли и Луны, разнообразие пейзажей Земли и др.).

Развитие пространственного мышления, передача глубины пространства в рисунке, построение линии горизонта.

Воспитание бережного и эмоционально-ценностного отношения к планете Земля, к природе Земли, к своей стране.

Активизация познавательно деятельности ребенка путем знакомства с разнообразием пейзажей разных природных зон, с изображением их на картинах художников и на географической карте, в восприятии поэтов, писателей и ученых.

Развитие навыка переносить знания и умения из одной области в другую, умение выразить свои мысли и чувства с помощью слова, литературного и визуального образа, музыки.