Найти в Дзене

Пятница 13-е от Мальты до Австралии

Такое творение непременно надо было увидеть в пятницу, 13-го
Такое творение непременно надо было увидеть в пятницу, 13-го

Вот только не говорите, что это нормально. Сорри, не прокатит. Я в таких вопросах безнадежный консерватор. В том смысле, что убедить меня, что это правильно, надежды нет. Итак, как всё было.

Мы с мамой приехали в Валлетту на встречу с приятными людьми. Зайка моя в свои почти 90 передвигается медленно, так что мы обычно выезжаем заранее, т.к. мальтийская столица - одна большая пешеходная зона, а идти от ближайшего паркинга до места назначения лично мне минут 15, а с нею - и того больше. Чтобы не топать по жаре, мы обычно передвигается коротенькими узенькими улочками. Есть в Валлетте такие, в которых практически нет солнца, потому как тени от высоких домов всегда перекрывают друг друга. Немного больше поворотов, но зато не так жарко. Одна проблема - рано или поздно придётся вывернуть на центральную. Вот там всё и случилось.

Мы проходили мимо Мальтийского музея изящных искусств (MUZA), двери которого были широко распахнуты не смотря на ранний час. Немного поясню. Музей (он же самое большое хранилище раритетов на Мальте) располагается в наземных и подземных этажах громадного палаццо середины XVI века. Как у всех строений того времени у него толстенные каменные стены и полное отсутствие внешних окон на первом (самом высоком) этаже. Вам интересно, откуда туда поступал свет? Из окон, обращённых в secret garden (тайный садик, он же внутренний двор). При этом выход в последний находится на одной прямой с парадным входом в само здание. Именно поэтому, мельком взглянув на широко распахнутые двери, мы не могли не увидеть ЭТОГО. Смотрим на фотографию.

Инсталляция вблизи
Инсталляция вблизи

Под сводами арки, обрамляющей старый колодец (под этой частью здания находится громадный резервуар для дождевой воды), расположилась инсталляция "Девушка в гроте: колодец историй" австралийской художницы Луизы Чиркоп. Сразу же скажу, что австралийские культурные (и не только) десанты для Мальты дело привычное. В своё время мальтийцы помогли Зелёному континенту с притоком свежей крови, теперь пошёл обратный процесс, тем более, что, вернувшись к истокам, потомки переселенцев получают право на гражданство Евросоюза. О начале процессов я уже писала:

В последнее время в Европе становится модным размещать в исторический объектах образчики современного искусства и называть результат ёмким словом "инсталляция". Да, простят меня любители подобных проектов, за свою долгую жизнь я видела довольно много попыток оживить таким образом исторические пространства. Удачные могу пересчитать по пальцам одной руки, и этот, пожалуй, включать не буду. Впрочем полезный эффект знакомства с данным видом искусства явно пошёл на пользу - постепенно у меня выработался принцип, значительно облегчающий восприятие: не понимаешь, что это - прочти аннотацию. Не поймёшь, так повеселишься. Итак, что же здесь имелось ввиду, согласно точке зрения кураторов проекта. По пунктам.

Первое. Это попытка совместить культурное разнообразие, идентичность и исцеление .... без комментариев...

Второе. Размещение данной инсталляции в центре здания с 450-летней историей - создание портала из прошлого в будущее через настоящее. ...о как ...

Третье. Инсталляция свидетельствует о том, что как вода поступает из колодца, так истории рождаются из небытия.... какой нематериалистический подход, однако....

Четвёртое. Каждый предмет инсталляции несёт свой смысл, дающий ключ к разгадка замыслов автора.

Листья кактуса - устойчивость и здоровье. (Если найдёте на фото, напишите, плиз). Пока же ставлю фото обычной, широко распространённой здесь цветущей опунции.

Опунция начинает цвести.
Опунция начинает цвести.

Морская раковина - культурный обмен.

Вот она, раковина
Вот она, раковина

Рыбацкая лодка - выживание и путешествия.

Вот они, лодочки, выбирай любую
Вот они, лодочки, выбирай любую

Известняк - наследие и память.

Тут понятно, здесь всё из него, в огм числе и колодец
Тут понятно, здесь всё из него, в огм числе и колодец

Спиралевидные волны - циклы жизни и потоки эмоций.

Уф....

Пятое. Обратите внимание на волны голубых лент, сисволизируюзие для автора неразрывную связь её австралийской и мальтийской сущностей и её (автора, не сущности) бикультурное сознание и восприятие мира.

Вот они, всязующие голубые ленты
Вот они, всязующие голубые ленты

Вот уж завернули, так завернули. Но знаете, пока я всё вам описывала, я как-то даже если не полюбила, то прониклась симпатий и к Деве из гротта, и к автору, и к музею. А маму, которая смотрела на всё это широко открытыми глазами, я любила и буду любить всегда. Пойдём дальше, мамуля, нас уже ждут.

P.S. А вот интересно, что ещё нам подарит пятница, 13-е?

А это ссылка на ооооочень странный фестиваль искусств в Рабате: