Супермен буквально олицетворяет собой весь супергеройский жанр, являясь практически недостижимым идеалом. Он не просто сильнейший, но и самый человечный из всех героев, который всегда и везде старается придерживаться четкого морального компаса.
Это живое воплощение справедливости. Сверхчеловек среди сверхлюдей, который не ставит себя выше всех остальных, а, напротив, старается быть частью общества, защищая его интересы. Вот каков "классический Супермен". Конечно, за почти сотню лет существования персонажа, он неоднократно претерпевал различные изменения (порой кардинальные), ведь каждый автор видел его историю по-своему и хотел привнести в неё нечто новое. Но на статус Супермена, как образцового героя это никак не повлияло.
Однако, вот парадокс. Несмотря на культовый статус и невероятное влияние на поп-культуру, которое просто невозможно отрицать, Супермена трудно назвать популярным. Да, он известный. Да, он узнаваемый. Но скажите честно, знаете ли вы хоть одного человека, который неиронично назвал бы своим любимым героем Супермена? Даже если ограничиться только персонажами DC, вряд ли у него найдется много поклонников.
Человек-паук, Бэтмен, Тони Старк, Флэш, Халк да даже какой-нибудь Сайтама с легкостью обойдут "супергероя из супергероев" по числу фанатов. Всё потому, что эти персонажи гораздо интереснее, нежели какой-то там непобедимый бойскаут. Мало того, что сопереживать настолько могучему герою априори сложнее, чем тому, кто вечно превозмогает, так ещё и нарочито "правильный" характер Супермена делает его попросту скучным.
И для любого автора, работающего с персонажем, первостепенной задачей будет исправление этих недочетов. Нужно как-то забалансить силу Супермена и параллельно вписать героя в сюжет, в котором он сможет проявить свой характер, раскрывшись как полноценная личность, а не просто символ. Само собой, у каждого произведения свой подход к персонажу. Рассмотрим несколько из них для примера.
Груша для битья
Мультсериал "Лига справедливости" подошел к процессу творчески. Он наглядно демонстрирует не только поразительную силу Супермена, но и то, насколько данный герой может быть уязвимым. Причем мульт подводит к этому выводу последовательно и логично, уделяя раскрытию идеи целую сюжетную арку.
В первых эпизодах Супермена действительно выставляют решением всем проблем. Однако, по ходу истории становится очевидно, что каким бы сильным тот ни был, в одиночку защитить Землю от всех угроз он не способен. Ему нужна команда, та самая Лига справедливости, объединение поразительных личностей, каждый член которой не менее полезен, чем хваленый Супермен. Да, Лига справедливости - это не просто помощники криптонца, а герои, ничем ему не уступающие. Каждый из них силен по-своему.
С самим же Суперменом сценаристы обошлись достаточно мудро, сделав основной упор на его неуязвимость, а не силу. Да, фактически, в этом мультсериале Кларк отыгрывает роль танка, своеобразной груши для битья, которая вечно принимает весь удар на себя, защищая как товарищей по команде, так и простых людей. Это роль, которая более чем подходит для настоящего героя.
При этом, во вселенной достаточно существ, способных потягаться с криптонцем. Список не ограничивается банальными Дарксайдом и Думсдеем. Если возникнет необходимость, дать отпор Супермену могут и Диана, и Аквамен, и даже Марсианский охотник. Не говоря уже о классической уязвимости героя к криптониту.
И это балансно. Супермен всё ещё безумно силен, но не настолько, чтобы другие герои казались на его фоне слабаками. Он не перетягивает внимание на себя и не обесценивает усилия всех остальных. Команда действительно важна. В этом вся суть мультсериала, о чем сценаристы ни на секунду не забывают.
Кроме того, в подобной уязвимости Супермена действительно есть логика. Всё же он простой парень из Канзаса без особых боевых навыков. Ему просто не с кем было драться. Поэтому ничем, кроме способностей Кларк похвастаться не может.
Для сражений с большинством противников такого преимущества более чем достаточно, однако, встреча с более-менее равным оппонентом будет для него настоящим испытанием. Поэтому легко поверить, что с Суперменом может совладать воительница амазонок с тысячелетним опытом, владыка морей, сражавшийся с такими существами, что вам и не снились, или же галактический диктатор, для которого война - это жизнь.
Даже если Кларк физически сильнее их всех, его боевые навыки оставляют желать лучшего. Иначе говоря, Супермен прост как палка, что частенько играет против него. Вот вам идеальный баланс. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов моральный компас героя. Он намеренно сдерживает силу, чтобы случайно не убить своего противника. И весь потенциал Супермена отлично показывают отдельные эпизоды, в которых он никак себя не ограничивает.
Также хотелось бы отметить моменты, раскрывающие характер персонажа. Кошмар, в котором он перестал контролировать свою силу и случайно убил всех близких и друзей, включая возлюбленную Лоис Лейн, серию про постапокалипсис, где Супермен лишился способностей или эпизод "Потерянный рай", столкнувший лбами Кларка и Диану. Такие вкрапления отлично подчеркивают, что при всей своей невероятной силе, в душе Супермен остается обычным человеком, а потому и сопереживать ему гораздо проще.
Настоящая Имба
В противовес мультсериалу у нас есть фильм "Лига справедливости", который пошел по совершенно иному пути. Зак Снайдер очень хотел сделать из героя мессию, спасителя, который спускается с небес и карает зло. И если для сольного фильма и "Бэтмена против Супермена" такой подход работал, пусть и с оговорками, то вот на кроссовер он повлиял крайне негативно.
Супермена превратили в настоящую непобедимую имбу, которой никто не может противостоять. Он играючи раскидывает что Лигу справедливости (в полном составе), что Степного волка, на секундочку, главного злодея фильма. Спрашивается, а зачем тогда вообще нужна эта команда? Почему кино называется "Лига справедливости", если настоящим героем является Супермен?
И да, аргумент, что фильм доснял Джосс Уидон, во многом переделав его под себя, не принимается, ведь "Версия Зака Снайдера" этот момент никак не исправляет. Супермен изначально был задуман как непобедимый герой, нападать на которого просто бессмысленно, если у вас нет при себе криптонита. Команда ему не нужна. Он все сделает сам.
Впрочем, и такой подход имеет право на жизнь. Особенно, учитывая, что ещё со времен "Человека из Стали" Зак Снайдер пытался показать падение героя, которому пришлось переступить через себя и нарушить собственный моральный кодекс (убийство Зода и видения Брюса). Супермен явно должен был в будущем стать антагонистом. И это изменило бы всё, ведь одно дело, когда имбовый криптонец сражается на стороне героев, и совсем другое, когда им самим нужно его победить.
Непобедимая угроза
Превращение Супермена в антигероя/злодея - это ещё один способ сделать историю интересней. В этом случая его силу никак не нужно ограничивать. Напротив, чем она больше, тем выше ставки и сильнее интрига. Изменениям подвергается характер героя. И тут возможны варианты.
Супермен из вселенной "Injustice" в результате одного из "розыгрышей" Джокера собственноручно лишает жизни свою возлюбленную Лоис и их ещё не родившегося ребенка. Обезумев от горя, Кларк убивает клоуна и начинает жестоко карать преступников и всех, кто пытается остановить его. Всё ради того, чтобы трагедия, которую пережил он сам, больше ни с кем не повторилась.
Тут вам и задел на трагического героя, и классическая дилемма Киры ("Тетрадь смерти"), который мечтал сделать мир лучше, избавившись от преступников, и постепенно нарастающая жажда власти пополам с безумием. У этого Супермена есть веские причины поступать именно так, а не иначе. Его можно понять. Но при этом ты видишь, как "благие мотивы" Кларка постепенно превращают его в чудовище, которое буквально идет по головам друзей, чтобы достичь своей новой мечты. Очевидно, что благо людей его больше не заботит. Он просто следует навязчивой идее, которая поселилась в его голове в момент невероятного горя.
Омнимен из "Неуязвимого", которого вполне можно сравнить с Суперменом, проходит обратный путь. Изначально являясь инопланетным завоевателем, считающим всех вокруг "низшими существами" и не чурающимся прибегать к самым гнусным и жестоким методам ради достижения своих целей, он постепенно становится все более и более человечным.
И таких, отчасти, пародийных примеров можно примести очень много. Скажем, Хоумлендер из "Пацанов" - это вариант закомплексованного Супермена-психопата с целым ворохом психологических проблем. Во многом они основаны на детстве персонажа, ведь Хоумлендера вырастили в лаборатории, у него нет ни семьи, ни друзей, а вся его жизнь - ложь. Это буквально коммерческий продукт. Он был рожден, чтобы стать героем из героев, но что-то пошло не так. Надо ли говорить, что такой "Супермен", лишенный всего, что сделало настоящего криптонца героем, невероятно опасен и непредсказуем?
А вот Титан из "Мегамозга", напротив, достаточно понятный персонаж, который наглядно показывает, как обычный, ничем непримечательный и достаточно инфантильный паренек может воспользоваться силой Супермена. Попытается очаровать девушку, достанет денег и просто будет веселиться. В конце концов, зачем кому-то помогать, если с такими способностями ты запросто можешь получить всё, чего пожелаешь? Вот что бывает, когда с великой силой НЕ приходит великая ответственность.
Проблема сильных
Сама по себе огромная сила персонажа не является проблемой. Она вполне может быть одним из способов рассказать историю, либо же как-то повлиять на неё. Однако, вкупе с "правильным" характером Супермена, мы получаем одного из самых скучных и непримечательных героев, за которым просто неинтересно наблюдать.
"Силу" никак нельзя считать основным фактором, определяющим популярность персонажа. За ней обязательно должно быть что-то ещё. Необычный сюжет, какая-то личная драма или хотя бы юмор. Недостаточно просто придумать практически непобедимого героя и рассчитывать на то, что люди полюбят его за это.
Яркий тому пример - аниме. Японские авторы очень любят добавлять в свои истории подобных персонажей. Однако, в большинстве случаев их способности лишь подчеркивают образ, а не определяют его. Никто ведь не обожает Сатору Годжо просто за то, что он сильнейший. Народ любит его за поступки, характер и харизму. Большую часть времени персонаж вызывает улыбку, и лишь в редких случаях демонстрирует свою силу. Эпичных сцен и красивых кадров с Годжо, конечно, хватает, но на них одних далеко не уедешь. Нужно нечто большее.
Ещё один яркий пример - Сайтама, герой, убивающий всех с одного удара ("Ванпанчмен"). Его чрезмерная сила - мощный элемент повествования, который работает сразу на нескольких уровнях. Он не только подчеркивает комедийные моменты, на которых, во многом, строится сериал, но и определяет личную драму Сайтамы, постоянно страдающего от неимоверной скуки, ведь у него буквально не осталось достойных соперников. Вот она, проблема "героя из героев".
Даже какой-нибудь Хэнкок в разы интереснее, чем стандартный Супермен, ведь у него есть личность, харизма и заметный рост над собой. То же самое можно сказать практически о любой копии криптонца, но, к сожалению, не о нем самом. Несмотря на все попытки прописать героя, если не считать самых отчаянных, он так и остался унылым, предсказуемым и практически непобедимым бойскаутом, который интересен лишь в качестве символа.
И на этом фоне выгодно выделяется предстоящий фильм про Супермена. Да, несмотря на множество спорных решений и фирменный стиль Джеймса Ганна, который нравится далеко не всем, Кларку в этой адаптации явно придется несладко. Буквально в каждом трейлере мы видим Супермена побитым и израненным. И это дает надежду на то, что авторы постарались решить основную проблему персонажа и сделать его интересным. Но как там обстоят дела на самом деле, нам ещё только предстоит узнать.
Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением в комментариях, а также подписываться на канал и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить другие интересные статьи.
А если есть желание финансово поддержать выход подобных публикаций, это можно сделать, отправив донат.