Настя в школу не пошла, заболела, температура и кашель. Учится в третьем классе.
- Дочка, я на работу, сейчас бабушка к тебе приедет, присмотрит за тобой до вечера, пока я не приду. Лекарства пей, бабушка знает, что тебе давать.
- Ладно, мама, а может бабушка Соня у нас останется, пока я болею?
- Это ты с ней договаривайся, я не против, мне еще лучше и легче. Ну все пока, уже опаздываю, вон в окно вижу бабушку, - Инна вышла из квартиры и встретилась с матерью у подъезда.
- Привет, мамуль, Настя лежит, тебя дожидается, температура не очень высокая, но держится, квартира открыта, я побежала.
- Привет, Настюша, - ласково поздоровалась бабушка, - руки у меня холодные, с улицы я.
- Привет, бабуль, как хорошо, что ты приехала. Во-первых я хочу чай с печеньем и сгущенкой. Мама спешила на работу. Во-вторых, сразу хочу тебя попросить, чтобы ты вечером не уезжала домой, а осталась у нас, пока я болею.
- Ого, заявочки, а как же мой Барсик? Он там один. Ну ладно, посмотрим, может соседке Вере позвоню, она накормит Барсика, ключи от моей квартиры у неё есть. Мне даже лучше, не мотаться на автобусе четыре остановки. А пешком сейчас трудновато, снегу намело, не всегда расчищены дорожки, - пообещала бабушка Соня.
- Урааа, спасибо, бабуль, я с тобой быстрей поправлюсь, - улыбалась внучка.
- Ну и хорошо, пойду чай тебе приготовлю.
За окном зима, середина декабря. Зима пришла сразу снежная, с метелями и даже надуло сугробы. Чудесное время года, Насте нравится зима, только вот заболела некстати. Когда идут домой после уроков, сугробы обойти не могут с подружкой. Обязательно нужно в него влезть, поваляться в снегу, потом уже и домой.
- Настюша, вот тебе чай, печенье твое любимое и сгущенка, - вошла бабушка с подносом и поставила на стол. – А уроки тебе подружка приносит, отстанешь от школы?
- Да, Юлька вчера приходила, принесла. Не переживай, бабуль не отстану.
Бабушка Соня возилась на кухне, готовила обед, потом накормила внучку, а та заснула. Софья Семеновна заглядывала к ней в комнату и радовалась:
- Пусть поспит, так лучше.
Настя проснулась в настроении, бабушка Соня уселась рядом в кресло.
- Бабуль, а что там на улице, мороз?
- Не очень морозно, но ветер.
- Эх, как плохо болеть, - грустно проговорила внучка.
- Это точно, плохо. Мы раньше в детстве покрепче вас здоровьем-то были. В деревне зимой огромные сугробы, и зимы были суровей, чем сейчас.
- Бабуль, а помнишь когда-то ты ходила в школу так же зимой, расскажи про твое детство, мне очень интересно, - попросила Настя.
- Да, мы с подружками любили зимой строить себе дом в огороде за двором, - начала Софья Семеновна рассказ, вспоминала и улыбалась.
Девчонки Соня с Таней - шестиклассницы, расчищали лопатой и метлой место для комнаты. Снег был плотным и они не проваливались в него. Вырезали лопатой из снега стол, кровать и подушки, на стол ставили сухой букет полыни или другой травы, которая сушилась дома у матери.
Девчонки играли в домик, когда надоедало там сидеть, замерзали, бежали домой греться, залезали на русскую печку у Сони дома. Одеты они были в теплые с начесом внутри шаровары, валенки, поэтому долго не замерзали.
А на следующий день после школы опять шли в свой дом, но он уже был занесен снегом, а они с упоением все расчищали.
- Тань, вот была бы крыша у нашего дома, тогда и не пришлось бы нам каждый день расчищать, разметать, - говорила Соня подружке, а та соглашалась.
- Ага, а как эту крышу сделать?
- А может в снегу пещеру вырыть, как мальчишки делают, - предлагала Соня.
Когда прибегали с мороза домой чаще всего к Соне, потому что ее родители были на работе, а у Тани дома была бабушка и младший брат. У Сони им никто не мешал, скидывали свою снежную одежду и забирались на печь.
Такая русская печка была в каждом деревенском доме, ее топили каждый день, и на ней было тепло. В ней варили еду, и самая простая еда из русской печки казалась вкуснейшей, даже самая простая отварная картошка.
- Мам, сделай завтра картошку в печке, - просила еще с вечера Соня любимое блюдо.
- Сделаю, сделаю, - обещала мать.
Мать Сони вставала очень рано, топила печь, готовила любимую картошку дочки, отваривала ее, потом на сковородку, заливала сливками и ставила в протопленную печь. К обеду она покрывалась корочкой. А Соня с удовольствием ее уплетала после школы.
- Тань, забирайся на лежанку, - говорила Соня, там тепло. – Сейчас мы с тобой быстро отогреемся.
Достоинством русской печки была именно лежанка, всегда горячая, застеленная старым дедушкиным тулупом, чтобы было не горячо. А иногда клали старый матрас. На улице Соня замерзнет, а придя домой, залезала на лежанку.
- Соняяя, а ты слышишь, как в трубе завывает ветер, - спрашивала Таня, а та, кивала головой.
- Ага, это еще что. А вот когда сильная метель на улице, вот тогда завывает, даже страшно становится. Если я одна дома, тогда сижу и трясусь, а вдруг это домовой. Мне бабушка рассказывала, что в каждом доме живет домовой - хозяин дома.
- Точно, мне моя бабушка тоже про домового говорила, - поддержала Таня, - говорила, что он под печкой где-то живет.
- Знаешь, Тань, а хорошо, что придумали такую печку. Особенно зимой, когда замерзнешь или сильно простудишься эта печка лечит. Мама мне наливает чай с малиновым вареньем, я его пью, сидя на теплой лежанке. Мне всегда нравится греть пятки, - смеялась Соня. – Я голую пятку суну под тулуп и терплю, пока можно, а потом отдергиваю ногу, горячо. Так и делаю несколько раз. После чая с малиновым вареньем пропотею усну, а просыпаюсь на следующее утро, как новенькая, - довольная смотрела Соня на подружку, обе хохотали.
- Меня тоже бабушка загоняет на печку, если заболею, быстро меня тоже лечит так же чаем и малиновым вареньем. А правда малиновое варенье – самое вкусное? – спросила Таня.
- Правда, но я еще земляничное люблю, оно душистое.
В школу подружки ходили за три километра в соседнее село. После школы любили играть в лапту. Улица широкая и колхозники ездили по ней на лошадях с санями. А еще деревенские ребята любили кататься с горы на санках.
У Тани были большие самодельные сани, можно втроем на них сидеть, а то и вчетвером. Ее отец мастеровитый и эти сани сам сделал. После школы Таня предлагала:
- Сонька, а пойдем кататься с горы, я санки возьму, сегодня тепло.
- Пойдем, только поем и переоденусь.
Их деревня раскинулась на горе. Девчонки забирались с санями на гору, а потом летели вниз с высокой горы. Ощущение полета незабываемо. Визги, крики, летят, аж становилось страшно. А потом тащили санки обратно в гору по снегу.
На дворе мороз за тридцать градусов, и накануне в школе им сказали:
- Если будет тридцать градусов, в школу не приходите, еще обморозитесь.
А дети рады. Хоть и отменялись в школе уроки, дети дома все равно не могли усидеть. После обеда становилось чуть теплей, Соня уже прибегала к подружке.
- Тань, собирайся, пошли кататься на санках. Там уже почти все ребята на горке.
Подружка быстро собиралась и они выскакивали, а бабушка Тани вслед им говорила:
- Замерзнете, скорей домой бегите, застудитесь еще, - но те и не слушали.
Но когда бывало очень холодно, тогда их не выпускали на улицу, чтобы не обморозились, тогда Соня с Таней играли во что-нибудь дома или рисовали. Когда учились в старших классах, в школу уже ездили в район, их возили на автобусе. Всю неделю жили в интернате при школе. Как-то зимой Соня сломала руку, упала неудачно и пока рука-запястье была в гипсе, когда уже она могла посещать школу, отец возил ее и Таню в школу на лошади.
Отец укладывал в сани солому, на нее стелил тулуп из овечьей шерсти и девчонки усаживались на него, а сверху еще накрывал старой шубой. Выезжали рано утром в понедельник, а в субботу после обеда отец Сони их забирал
- Смотри Сонь, от лошади пар во все стороны, - смеялась Таня, - вокруг белым-бело, а мы в санях посреди этого простора. Правда мне лицо щиплете, а тебе?
- Тоже немного, ветер колючий какой-то, - соглашалась Соня
Больше всего подружки любили Новый год. Конечно в детстве Новый год у всех с морозом, елкой и подарками.
- Сонь, а вы в этом году будете елку наряжать, - спрашивала Таня.
- Конечно, а как без елки. Папа уже принес из леса, она во дворе стоит, завтра будем наряжать. Приходи, нарядим вначале у нас, а потом к вам пойдем, - пригласила она подружку. - У нас новые стеклянные бусы, игрушки, рыбка и два зайчика. Еще Мальвина и Снегурочка, а дед Мороз у нас прошлогодний. Будем с тобой вырезать снежинки.
В школе всегда был новогодний праздник, елка, дед Мороз со Снегурочкой и подарки, от которых пахло мандаринами. Новый год для подружек был волнующий, желанный, праздник. Они всегда верили в чудо.
В деревнях всегда держали хозяйство, скотину: коров, свинок, овец, кур. Поэтому деревенские дети не только носились по улице, но и помогали взрослым в домашних делах.
Принести дров, натаскать из стога сена в сарай, даже снег расчищали во дворе, ведь родители работали в колхозе. У Тани мать работала дояркой на ферме, Соня с ней часто ходили к ней. Когда зимой открывали двери и заходили на ферму, а вместе сними клубы холода, в нос ударял резкий запах. Мычание коров, хруст поедаемого ими сена, нравилось это девчонкам.
Бабушки и матери были рукодельницами. Пряли зимой овечью шерсть, вязали теплые носки. В шерстяных носках и валенках им не страшен был никакой мороз
- Вот так мы и жили раньше, - глядя на Настю, говорила бабушка Соня, а та с интересом слушала и даже представляла себя на ее месте.
- Ой, бабуль, и правда интересно вы жили, весело. Не то что мы сейчас, зависаем в телефонах.
Через несколько дней Настя выздоровела и пошла в школу. Жизнь продолжается.
Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!