Прочитала сегодня новость. Дума собирается бороться с нехваткой учителей обычным для себя способом. Нет, депутаты понимают, что надо бы поднять зарплату и престиж профессии, но... В общем, решили, что вести уроки в школе смогут старшекурсники непрофильных ВУЗов уже с 4-го курса. Студент-химик может вести химию, с остальными учителями у меня не совсем срабатывает фантазия. Кто сможет вести физкультуру или иностранный язык и что делать населенным пунктам, где нет ВУЗов с нужными специальностями? А в маленьких населенных пунктах ВУЗов и вовсе нет.
Вспомнилось детство. Я научилась читать задолго до школы и в первом классе читала бегло, с той же скоростью, что и взрослый. Учиться было легко, программа несложная, так что статус круглой отличницы был предопределен. И со второго класса ко мне в случаях форс-мажора приходила завуч и отправляла в младшие классы. Вначале меня просили посидеть на уроке у первоклашек, оставшихся без учительницы, и почитать им книжку. Главное, чтобы не бегали и не шумели. И никто не бегал и не шумел. Потом мне доверили вести уроки и даже разрешили вызывать учеников и ставить им отметки. Я не видела в этом большой проблемы. Я же знаю эту тему, так отчего же не объяснить её другим?
Однако в старших классах пришло понимание, что не все так просто. Наша химичка упорно ставила мне "четверки". Я просиживала в библиотеке, готовясь к предмету, перетаскала домой все доступные книги по химии, про учебник не говорю, знала почти наизусть. Я тянула руку на каждом уроке и одноклассники, открыв рты, слушали доклады на любую тему с интересными фактами и историями открытий. Даже учительница слушала, открыв рот вместе со всеми. А потом говорила:
-Садись, четыре.
Однажды я спросила классного руководителя:
-Ну почему она ставит мне "четверки"?
Та со вздохом ответила:
-Видишь ли, Алла Петровна не учитель. Она химик, но не учитель. Мы с ней уже говорили на тему отметок, но Алла Петровна считает, что на "пять" не знает химию даже она, так что ставить "пятерки" школьникам она точно не будет. Мы, учителя, знаем не только что вести, но и как. Для ученика достаточно знать предмет в объеме школьной программы, чтобы получить "пять".
Я поняла, что даже если человек хорошо знает предмет, он не всегда может научить других: знать и учить- вещи разные.
Ещё один из случаев, который надолго запомнился. Я приехала поступать в институт. Сдавать нужно было химию, биологию, физику и русский язык с литературой (сочинение). Абитуриентов заселили в общежитие и я оказалась в одной комнате с девушкой Лидой. Лида была старше меня. Ей было 28 лет и она поступала в мединститут уже лет десять. И никак не могла поступить.
Лида переживала:
-А вдруг опять не поступлю? Придется тогда в деревню возвращаться... Обидно. "Режусь" то на химии, то на биологии, ну никак не сдать!
Однажды я спросила;
-А кем ты в деревне работаешь?
-Учителем.
-И что ты преподаешь?
-Химию и биологию. Одиннадцать лет стажа.
-Как!? Почему же ты никак не сдашь? И как у тебя получился стаж в одиннадцать лет? Ты же пять лет в пединституте училась?
-Да Бог с тобой! Какой институт? Я сразу после школы пошла преподавать. Училась хорошо, вот мне и предложили. Работать было некому. У нас такая же девушка, как я, преподавала. А потом вышла замуж и в город уехала. Вот мне и предложили. Должен же кто-то детей учить?
-Разве так можно?
-Это деревня. Там тоже дети живут, которых надо учить. А учителей нет. Как можем, так и выкручиваемся.
-Так почему ты не можешь сдать, если одиннадцать лет объясняешь другим химию и биологию? За это время их можно наизусть выучить!
-Не знаю. Не получается. Я для себя решила: это поступление последнее. Не поступлю, вернусь в деревню и буду учить детей.
Лида получила "двойку" на первом же экзамене и уехала домой со словами:
-Учитель- тоже хорошая профессия.
А я осталась в глубокой задумчивости: чему она сможет научить детей?
Сейчас, в век интернета, все гораздо проще. Научиться можно чему угодно, было бы желание. И все же хороший учитель незаменим. Он может влюбить учеников в свой предмет и дать желание узнать как можно больше. "Лиды" же не смогут научить других тому, чего не знают сами.
Зачем изобретать колесо? Если господа думцы знают, как привлечь учителей в школы (достойная зарплата и престиж профессии), так пусть сделают это обычным путем и не ищут путь через другое место. Недавно довелось смотреть вакансии в Питере. Там требовались водители троллейбусов (объявлений было много) с зарплатой до 170 000 руб., и учителя с зарплатой до 77 000 руб. Почувствуйте разницу!
И как быть с нехваткой других специалистов? Врачей ведь тоже не хватает. Пока прочитала только новость, что министерство здравоохранения ходатайствовало об отмене экзамена по русскому языку для представителей ближнего зарубежья. Всвязи с острой нехваткой врачей. Но вряд ли кто-то хотел бы услышать на приеме: "Моя твою не понимает!".
Студенты старших курсов мединститута- тоже не панацея. Во-первых, мединституты есть не везде, а во-вторых, маловато ещё у студентов знаний и опыта-ноль. И тут рецепт прост. Когда-то я ездила по путевке в ГДР. Гид- болгарин, живущий в ГДР, рассказывал нам не только о достопримечательностях, но и о зарплатах разных специалистов и о ценах. Самым высокооплачиваем специалистом в Германии был врач. Позже военный, учившийся в России и знавший русский, язык подтвердил сказанное, сказал, что у них в части начальник зарабатывает меньше, чем врач. Престижна ли профессия врача в Германии? Безусловно. А у нас? И да, и нет.
Возможно, почитав список вакансий, кто-то из врачей или учителей решит бросить профессию и пойти водить троллейбус. Как сказала одна коллега: "Если мне хватило ума поступить в мединститут и закончить его, мне хватит ума получить любую профессию и быть в ней успешной". Так оно и есть.