Найти в Дзене
Рассказчик Сергей

Шутка Ангела хранителя 8 часть

Ранее утро 23 января 1991 года. В дверь квартиры Елены Ивановны тихонько кто-то постучался. Она спокойно открыла дверь, на пороге стояла уборщица из их подъезда и с мольбой в голосе смотря на неё произнесла: - Елена Ивановна поменяйте мне двести рублей, пожалуйста и желательно по десятке, а? - Проходи. Ответила она и быстро прошла в комнату. Открыла шкатулку и не пересчитывая взяла оттуда деньги. Вышла в коридор к тихо стоявшей Райке. Взяв у той две сторублёвые купюры, она не задумываясь положила их на подставку для обуви и отсчитав двадцать десятирублевок сказала: - Забирай. И подумав, зачем-то добавила: - А зачем меняла то… - Дак Вадик, сынок мой собирается с друзьями в Прибалтику вот и меняю, чтобы там все деньги если, что не украли. Так разложит по разным карманам и всё… - А зачем стока то даёшь? - Дак дело то молодое. Ему семнадцать. В десятом классе учится. Пусть погуляет, пока молодой. И Раиса тихонько боком выскользнула на лестничную клетку. Елена Ивановна, тряхнув головой, ото

Ранее утро 23 января 1991 года. В дверь квартиры Елены Ивановны тихонько кто-то постучался. Она спокойно открыла дверь, на пороге стояла уборщица из их подъезда и с мольбой в голосе смотря на неё произнесла:

- Елена Ивановна поменяйте мне двести рублей, пожалуйста и желательно по десятке, а?

- Проходи.

Ответила она и быстро прошла в комнату. Открыла шкатулку и не пересчитывая взяла оттуда деньги. Вышла в коридор к тихо стоявшей Райке. Взяв у той две сторублёвые купюры, она не задумываясь положила их на подставку для обуви и отсчитав двадцать десятирублевок сказала:

- Забирай.

И подумав, зачем-то добавила:

- А зачем меняла то…

- Дак Вадик, сынок мой собирается с друзьями в Прибалтику вот и меняю, чтобы там все деньги если, что не украли. Так разложит по разным карманам и всё…

- А зачем стока то даёшь?

- Дак дело то молодое. Ему семнадцать. В десятом классе учится. Пусть погуляет, пока молодой.

И Раиса тихонько боком выскользнула на лестничную клетку. Елена Ивановна, тряхнув головой, отогнала бестолковый ответ Раисы от своих мыслей и пошла варить кофе. Сегодня она ночевала у себя дома и одна.

Придя на работу, Елена Ивановна была ошарашена новостью – денежная реформа… Она бросилась в кабинет Романа Эдуардовича. Там уже собрались все специалисты их кооператива. Роман Эдуардович сидел как обычно за своим столом, а собравшиеся все разом говорили, и такая какофония навела ужас на Елену Ивановну. Роман Эдуардович взглянул на неё и на какое-то время завис. В это время Ангел хранитель шепнул ему на левое ухо – а поручи как ты Лене вести дела по обмену денюжек…

- Елена Ивановна выручай с денежной реформой. Только на тебя и надеемся.

Сказал твердо Роман Эдуардович в наступившей гробовой тишине после того, как туда вошла она.

Денежную реформу объявил председатель правительства СССР Валентин Павлов. На её проведение отводилось три дня со среды 23 по пятницу 25 января 1991 года. За это время гражданам СССР необходимо было обменять 50- и 100-рублёвые банкноты образца 1961 года. Они подлежали обмену на более мелкие банкноты образца того же 1961 года, а также на банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года. Обмен изымаемых банкнот сопровождался существенными ограничениями:

- сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу);

- не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных банкнот рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года;

- одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР — не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика.

Елене Ивановне пришлось составлять списки работников, собирать пятидесяти и сто рублевые купюры образца 1961 года,

-2
-3

которые приносили ей работники кооператива а, если, что не так, то они сразу бежали и жаловались на неё в кабинет Романа Эдуардовича. Она выкручивалась и записывала по максимуму на каждого человека. Так как у кого-то их было больше, а у кого-то меньше… Всё это запиралось в сейф, а когда его не хватило то принесли ещё один сейф и установили его её кабинете. Охрана там работала круглосуточно. Все старались помочь ей, а Роман Эдуардович, иногда смотрел её в сторону с большой жалостью. Она собирала деньги, переписывала номера и вновь собирала, и снова переписывала, и пересчитывала. И при очередном пересчете Елена Ивановна не досчиталась одной сто рублевой купюры. Куда же она делась? Наверное, я ошиблась, когда считала – подумала Елена Ивановна. Пересчитала деньги еще раз, результат оказался тем же самым. Одной купюры по сто рублей не хватало. Елена Ивановна разволновалась. Куда могла деться эта купюра. Она же очень внимательно принимала и пересчитывала деньги. Что же делать? И своих нет, чтобы доложить. Однако, нужно работать дальше. Кое-как преодолев сильное волнение, Елена Ивановна взяла второй пакет с пятидесятирублевыми купюрами для пересчета. И вот в купюрах по 50 рублей нашлась 100 рублевая купюра. Радости Елены Ивановны не было предела. Ура, нашлась. Фу-у-у, с облегчением выдохнула Елена Ивановна. Как же так получилось? Вроде бы я старалась складывать деньги в разные пакеты. Наверное, кто-то отвлек меня в тот момент. Главное, что она нашлась, подумала Елена Ивановна.

В пятницу, 25 января, после обеда она отвезла собранные деньги в банк. Они едва поместились в большую хозяйственную сумку. В отделение городского сбербанка они с кассирами банка пересчитывали и сверяли списки с наличными деньгами и проработали допоздна. Она так устала, что, взяв документы на сданные деньги, и едва стоя на ногах, кое как вышла из здания Сбербанка на улицу. На улице её ждал автомобиль жигули за рулём которого сидел Николай Иванович, а рядом на пассажирском сидении сидел начальник охраны их кооператива Стеклянников. В её голове промелькнула крамольная мысль - им повезло я вышла еще до полуночи.

Она сошла с порога банка и уселась на заднее пассажирское сиденье. Окинув уставшим взглядом сидящих впереди мужчин, впившихся в неё глазами, на последнем вздохе она сказала:

- Новые деньги обещали на той неделе привезти и выдать...

-4

-5

Николай с большой жалостью посмотрел на замотанную Лену, потом перевёл взгляд на Стеклянникова и молча запустив двигатель автомобиля повёз Елену Ивановну домой.

В тоже время утром 23 января многие советские граждане кинулись избавляться от старых пятидесяти и сто рублевых купюр. Около сберегательных касс в городах и поселках, столпились огромные очереди. Паника и ажиотаж наблюдался по всей стране: люди пытались обменять «свои кровные» у касс театров, вокзалов, метро и аэропортов, на рынках и в магазинах. Наиболее предприимчивые советские граждане уже поздним вечером 23 января в пятницу, когда обменять купюры было уже почти невозможно, закупали в кассах вокзалов и аэропортов дорогостоящие билеты на дальние расстояния, а потом, после окончания обмена, сдавали эти билеты обратно в кассы и получали деньги. Также многие поздним вечером пятницы отправляли денежные переводы своим родственникам и знакомым из вокзальных отделений почты, работавших допоздна, чтобы также не допустить потерю денег.

Особая хитрость «Павловской реформы» как её потом назовут в народе заключалась не только в неожиданности и ограниченных сроках обмена – в три дня, но и в количественных ограничениях. По установленным условиям обменять можно было не более 1000 рублей на каждого советского гражданина, а в сберегательных кассах со вклада можно было снять не более 500 рублей. Те граждане, которые не успевали обменять свои денежные средства, имели зафиксированное в законе право обратиться в специальную Комиссию, которая должна была рассматривать данные жалобы и заявления граждан и принимать решения о возможности или невозможности обмена. Данная процедура была настолько забюрократизирована, что проще была смериться с потерей денег и поэтому в течение некоторого времени спустя дворники в отдельных городских районах в мусорных баках видели старые советские пятидесяти и сто рублевые купюры, и иногда заботливо уложенные в пакеты… Так деньги превратились в мусор, а граждане СССР почувствовали, впервые себя обманутыми.

Получив пятидесяти и сто рублевые купюры нового образца, Елена Ивановна очень быстро и по спискам раздала их работникам кооператива. Ни жалоб, ни нареканий в тот день Роман Эдуардович на её работу не слышал. Жизнь пошла дальше, но червячок сомнения уже пробил яблоко веры в советскую власть. Роман Эдуардович, сидя в кабинете услышал голос, шепчущий ему в левое ухо:

- Надо Елене Ивановне премию дать…

Он встал и пошел в её кабинет. Открыв его дверь, он с порога произнес:

- Елена Ивановна Вы примиряетесь в этом месяце в размере Вашего месячного оклада.

Радости Елены Ивановны не было предела, она вскочила со своего места и подлетев к нему чмокнула своего Ромочку в щечку и повисла у него на шее.

- Лен задушишь…

Прошипел тот отстраняясь.

Начало здесь:

https://dzen.ru/a/Zzx7q_tejGh0uCxb

Вторая часть здесь:

https://dzen.ru/a/Z0lgeyJW_jhs4jXt

Третья часть здесь:

https://dzen.ru/a/Z1Ug9-hXWk_Gu_uA

Четвертая часть здесь:

https://dzen.ru/a/Z1qX73UE12059pSg

Пятая часть здесь:

https://dzen.ru/a/Z2Ol4pNtXF8Ex6EL

Шестая часть здесь:

https://dzen.ru/a/Z3u7hSAb_jpb8E9j

Седьмая часть здесь:

https://dzen.ru/a/aDXgwxAJSBNy2BVP