Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Жизнь фельдмаршала Румянцева. Часть 32. Последние годы

Однажды в поместье Румянцева приехали гости. Ворвавшись в сад, они наткнулись на седенького старичка и спросили его, где бы тут найти фельдмаршала? «Да вот он», – указал старичок на себя. Навестивший графа князь Эстергази оставил о нем любопытные сведения. По словам князя, Румянцев выглядел этаким бодреньким старичком. Даже читал без очков. Здраво рассуждал о положении дел в революционной Франции. Да только жаловался на больные ноги. Что тут сказать еще? Жаль, в те поры еще не завелась мода на полководческие мемуары. Было бы весьма неплохо, если бы Петр Александрович надиктовал секретарю что-нибудь этакое. С другой стороны, тот же Эстергази писал, что Румянцев говорил о своих турецких кампаниях в скромном тоне. Как будто это «не он командовал армиею, не совершил ничего особенного, а сделал то, что выполнил бы на его месте всякий другой». Последние годы Петр Александрович доживал в своих любимых Вишенках да в Ташане. Выстроил себе дворцы дивные, развел сады и парки великолепные. И броди
Оглавление

Старость

Однажды в поместье Румянцева приехали гости. Ворвавшись в сад, они наткнулись на седенького старичка и спросили его, где бы тут найти фельдмаршала? «Да вот он», – указал старичок на себя.

Навестивший графа князь Эстергази оставил о нем любопытные сведения. По словам князя, Румянцев выглядел этаким бодреньким старичком. Даже читал без очков. Здраво рассуждал о положении дел в революционной Франции. Да только жаловался на больные ноги.

Что тут сказать еще? Жаль, в те поры еще не завелась мода на полководческие мемуары. Было бы весьма неплохо, если бы Петр Александрович надиктовал секретарю что-нибудь этакое.

С другой стороны, тот же Эстергази писал, что Румянцев говорил о своих турецких кампаниях в скромном тоне. Как будто это «не он командовал армиею, не совершил ничего особенного, а сделал то, что выполнил бы на его месте всякий другой».

Последние годы Петр Александрович доживал в своих любимых Вишенках да в Ташане. Выстроил себе дворцы дивные, развел сады и парки великолепные. И бродил по ним да по комнатам.

Отсюда он, как во времена своих молдавских кампаний, управлял делами посредством депеш. Такие мудрые подчиненные, как Суворов, поддерживали в дедушке уверенность, что так, пожалуй, можно руководить делами.

Можно было бы счесть, что последние годы Румянцев провел в одиночестве. С женой давно разошелся. Да она уж и умерла. Любимая сестра умерла. С сыновьями Румянцев никогда не был близок.

Но, во-первых, совершенно определенно граф собирался жениться на склоне лет. Это видно по его переписке. Однако по каким-то причинам намерение не было осуществлено. Тем не менее какая-то близкая особа должна была находиться рядом со стариком.

Во-вторых, граф имел незаконнорожденных детей. По тогдашней традиции они носили урезанную фамилию отца – Умянцевы. Эти Умянцевы даже были возведены в польские бароны. Да еще отец отказал им довольно приличные владения.

Тем не менее после смерти фельдмаршала оставшееся его имущество – без малого 300 тысяч десятин земли и 30 тысяч душ – достались троим законным сыновьям. Между прочим, ни один из троих сыновей Петра Александровича не оставил законного наследника, и фамилия Румянцевых затухла в XIX веке.

-2

Последнее потрясение

Возможно, последним потрясением в жизни Румянцева стала кончина императрицы Екатерины II 6 (17) ноября 1796 года. Относительно благоволения нового императора Павла I у фельдмаршала сомнений быль не могло. Румянцева в своё время возвышал Петр III, а его сын с вниманием относился к симпатиям отца. Да и личные встречи Румянцева с наследником проходили в приятной атмосфере.

Оно и вправду оказалось всё хорошо. Павел I произвел Румянцева в полковники Конногвардейского полка. Указом 3 (14) декабря 1796 года все войска делились на 12 дивизий или инспекций. Одну из них, Украинскую, император еще загодя повелел вручить фельдмаршалу Румянцеву.

Очень бы желал император видеть фельдмаршала на церемонии похорон Екатерины II (и перезахоронения останков Петра III). С тем Петру Александровичу было послано письмо от Павла I. Фельдмаршал успел ответить на это послание, но явиться в Петербург уже не мог.

Земные страсти всё меньше волновали старого полководца. С 23 ноября он тяжело болел. И в принципе было понятно, что это – конец. 4 (15) декабря 1796 года Румянцева разбил паралич. 8 (19) декабря 1796 года в 9-45 минут пополуночи фельдмаршал Петр Александрович Румянцев скончался. Было ему почти 72 года.

Узнав о смерти фельдмаршала, император Павел I объявил трехдневный траур. В феврале 1797 года по приказу императора в память о победах полководца началось сооружение обелиска на площади у Летнего сада.

Похороны полководца состоялись 8 (19) января 1797 года в Киево-Печерской лавре. В 1941 году Успенская церковь, где был похоронен Румянцев, была взорвана. Здесь даже неважно, кто ее взорвал – немцы или советские войска. Важно, что нет сегодня могилы фельдмаршала.

Да и вообще с памятью об этом человеке у нас не так чтобы очень уж хорошо. В России есть улицы Румянцева, но все они названы в честь совсем других Румянцевых. Не увидеть полководца ни в одном художественном фильме. О Румянцеве написано много статей, но мало полноценных книг: советский исторический роман Михаила Петрова да книга Арсения Замостьянова в малой серии ЖЗЛ.

Да вот и аз, многогрешный, вношу посильную лепту в память о выдающемся человеке. Честно, не думал размахнуться на 32 материала, но по ходу дела увлекся. Благодарю всех за внимание, отзывы, поправки и критику.

------

Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":

Фельдмаршалы России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен