Священник-художник, мастер якутской народной медицины и страстный этнограф. Всё это — реальный человек, Иван Васильевич Попов, он прожил удивительную жизнь, наполненную мистикой, поисками истины и борьбой с самим собой. Он шесть раз возвращал с того света своего друга Степана Бересекова. Эта невероятная дружба спасала жизнь — буквально и стала темой для фильма Любови Борисовой "Не хороните меня без Ивана".
Иван Попов родился 7 мая 1874 года в селе Ытык-Кюёль в Якутской области Российской империи в семье священнослужителя. Мальчик пошел по стопам отца и получил образование в Якутской духовной семинарии, служил в церкви. Не многие знают, но из семинарии его исключили за карикатуры на духовное начальство. Вот такой противоречивый факт биографии сына священнослужителя.
С детства в нем была сильная тяга к рисованию, которую не поддерживали родители. Поддерживал только дед — просвещённый протоиерей и участник создания «Словаря якутского языка». Именно от него Иван унаследовал любовь к культуре, языку и народу Якутии.Так как он рос среди народа саха, то и якутский язык стал ему родным.
Художник и исследователь прошлого
Первый профессиональный художник Якутии в начале своего пути много времени уделял созданию копий работ мастеров мирового уровня, таких как Леонардо да Винчи и Карло Дольчи. Иван Васильевич относил себя к представителям русской школы реализма. К сожалению, многие из его произведений безвозвратно утеряны.
Учился живописи в Петербурге у Александра Маковского, но из-за революции и бедности не смог завершить обучение. Вернувшись, Попов посвятил себя изучению якутской культуры: фотографировал, делал зарисовки, собирал этнографические коллекции и даже открыл первую художественно-иконописную мастерскую в Якутске. В этой публикации я собрала яркие снимки Ивана: Эти кадры из фильма — точная копия реальных фотографий 100-летней давности. Сравните сами
Одна из его любимых тем — шаманы и погребальные обряды. Он с головой погрузился в исследования древних могил, верований и обрядов. Представил в Археологическую Комиссию фотоснимки, рисунки, этюды и чертежи старинных церквей и памятников Якутской области. Обнаружил наземные погребения (арангасы) и дохристианские могилы в ряде улусов. Его картины — это не просто искусство, а будто «документы» мира между жизнью и смертью: в них — и мрак, и свет, и уважение к магии предков.
Мистические, чуть ли не языческие, переживания долго не покидают его в советское время. В картине "Шаман" (1926 г.) художник тщательно вырисовывает детали одежды, бубна шамана, передает характерную позу и мимику лица. Ощущается атмосфера зловещей таинственности идолопоклоннического обряда, магии иных миров. Драматизм в резком контрасте света и тени, в выражении лица шамана с закатившимися в экстазе глазами. Пожалуй, это самая знаменитая работа художника.
Помимо художественной работы, он проделал огромную этнографическую. Художник испытывал уважение к якутскому народу, в своих дневниковых записях называл якутов честными людьми, готовыми на самопожертвование. Попов уделял много времени образованию детей, постоянно находился в разъездах и открывал в улусах школы.
Всю жизнь Попов записывает у местных сведения по народной медицине, якутские загадки и песни, приметы, записи русских слов, которые вошли в якутский язык, собирает редкие экспонаты народных мастеров.
Этнографические коллекции Попова, собранные им в течение долгого времени, через третьих лиц попали в Германию, в этнографические музеи Берлина, Гамбурга, Лейпцига и Франкфурте - на - Майне. Но почти нигде не указана фамилия самого художника.
Летаргия и дружба с «мертвецом»
Мистическая тема всегда присутствовала в жизни Ивана. Самая поразительная история, которая стала темой художественного фильма Любови Борисовой "Не хороните меня без Ивана" (о нем я писала здесь) — его дружба со Степаном Бересековым, местным якутом, который страдал от летаргических снов. Его не раз собирались отпевать, но именно Иван Попов каждый раз возвращал его «с того света».
Цитата из публикации Андрея Ефремова:
Дело было летом. В Ытык-Кюельскую церковь поступил для отпевания умерший по фамилии Боросоков. Отпевал покойного и читал над гробом отходные молитвы родной брат художника псаломщик Николай Попов. Во вторую ночь заупокойной службы, а ночи в Якутии летом белые - светло как днем, мертвец вдруг сел и задрожал от холода. Псаломщика, понятно, при виде такого потустороннего зрелища обуял смертный ужас, и он убежал из церкви. "Мертвец", сам до конца не осознавший, в чем дело, покинул гроб и пришел в известную юрту сельского лекаря - к Ивану Попову. Художник очень удивился, увидев ночью нарядно разодетого Боросокова, но, разобравшись в ситуации, велел домашним поставить самовар, напоил ночного гостя горячим чаем, отогрел. После чего "покойник" окончательно ожил.
С тех пор они подружились — и Бересеков стал первой «фотомоделью» художника. Именно его образ в национальной одежде облетел весь мир — фотографии Попова сегодня хранятся в музеях Германии, России и других стран.
Отмечу, что Бересеков страдал редким состоянием — летаргическим сном, настолько глубоким, что его принимали за умершего. За свою жизнь он пережил семь таких эпизодов. Шесть из них — благодаря Попову — не стали роковыми. Художник знал признаки и не позволял его хоронить. Сам Степан постоянно предупреждал: если я «умру» и рядом не будет Ивана Васильевича — ни в коем случае не хороните, сразу зовите его!
И лишь седьмой «сон» оказался настоящей смертью. Но случилось это уже много лет спустя после смерти Попова. До тех пор художник оставался для него не только другом, но и буквально спасителем жизни.
Целитель, учитель, спаситель
Помимо искусства, Попов лечил людей — вправлял кости, принимал роды, спасал от заражений. Он многому научился у шаманов, знал силу трав, помогал даже при сложных случаях, когда врачи были бессильны. Вспоминает сын художника: «Как сейчас помню, наша юрта при отце была своеобразным медпунктом. В любое время дня и ночи к нему обращались больные. Время от времени он выписывал лекарства из города. Умел вправить кости, удалял зубы и даже принимал роды. Говорили, что у него золотые руки».
Однажды он спас от начинавшегося сепсиса женщину, у которой в чреве погиб плод. Хирургическое вмешательство по извлечению мертвого ребенка было осуществлено с помощью примитивного железного инструмента, выкованного мужем больной - кузнецом Лэкэ-Большаковым.
Первым настоятелем в Ытык-Кюёльской Преображенской Церкви был его дед протоиерей Димитриан Попов, также известный среди населения как "победитель оспы": вакцинация и изоляция больных в свое время сделали свое дело, смертность от оспы в среде коренного населения прекратилась, после чего даже шаманы стали принимать крещение святой водой. Нужно добавить - дед излечил от черной оспы своего внука еще в десятимесячном возрасте.
Любовь и смерть
Иван Васильевич женился в 1909 году, его избранницей стала Лукия Никитина, девушка из бедной якутской семьи. Совместная личная жизнь супругов сложилась трагически: жена заразилась туберкулезом, а все попытки Попова вылечить любимую завершились провалом. Беременность усугубила течение болезни, после рождения дочери Фомаиды женщина скончалась.
Второй раз художник женился, когда ему исполнилось 50 лет, он сделал выбор в пользу якутянки Феклы Халыевой. Жена тоже переболела туберкулезом, однако в этот раз художник сумел излечить возлюбленную. У Попова родились пятеро детей — три сына и две дочери.
Умер Иван Попов в 1945 году. Возможной причиной смерти стал голод. Как бы то ни было, он остался в истории — как человек, объединивший религию, науку, искусство и мистику. Его след — в картинах, в фотографиях, в этнографических коллекциях и, конечно, в кино.
Именно эта невероятная история легла в основу фильма «Не хороните меня без Ивана».
Здесь я разобрала старые снимки Ивана Попова и сцены из киноленты Любови Борисовой: Эти кадры из фильма — точная копия реальных фотографий 100-летней давности. Сравните сами
А вы уже смотрели фильм? Что вы думаете о роли Ивана Попова в якутской культуре — он больше герой или забытый гений? Пишите ваши комментарии, пообщаемся.
Материал подготовила благодаря статье Андрея Ефремова в газете "Эхо Столицы", дипломной работе Маши Сутаковой, публикации Романа Тимошенко.