Что, если красота — не просто вдохновение, а почти болезнь? Герой фильма «Не хороните меня без Ивана» теряет сознание каждый раз, когда видит нечто по-настоящему прекрасное. Эта история — не выдумка, а часть реального якутского прошлого, которую режиссёр Любовь Борисова буквально оживила с помощью старых фотографий. И получился фильм, от которого действительно замираешь.
Сюжет
Вдохновлён историей, произошедшей в Якутии в 1910 году. Якут Степан Бересеков периодически впадает в летаргический сон, и только русский этнограф Иван Попов может отличить его состояние от настоящей смерти (подробнее об этой истории и лично художнике я писала здесь). Когда Попов отправляется в этнографическую экспедицию, Степан решает последовать за ним, чтобы не быть похороненным заживо.
Что же является причиной смертельных обмороков Степана? Оказывается, он теряет сознание, когда созерцает что-то очень красивое – пейзаж, девушку в национальном костюме, искусно вырезанный сосуд… В этом состоянии герой улетает в чудесное пространство. Степан даже вынужден завязывать глаза повязкой, чтобы оставаться в сознании.
Замирать перед красотой мира — это редкий дар. Его важно ценить, хранить в себе и развивать. Об этом говорит фильм «Не хороните меня без Ивана».
Основой визуального мира фильма стали архивные фотографии Ивана Васильевича Попова. Об этом подробнее я писала здесь: Эти кадры из фильма — точная копия реальных фотографий 100-летней давности. Сравните сами
Уникальный актёрский состав
Всего в фильме снялись 185 человек со всей республики. Это огромная цифра, так что массовка была не шуточная. В одной из сцен приняли участие потомки самого Ивана Попова.
Приятным сюрпризом для меня стало то, что главную роль якута Степана исполнил Александр Чичахов, учитель труда, для которого это был дебют в кино.
Именно с того момента, как режиссер Любовь Борисова случайно увидела его, она загорелась идеей снять этот фильм. Вот как она рассказала об этом журналистам Якутия-Daily:
Недели через две на показе моего фильма «Надо мною солнце не садится» в Немюгюнцах педагог, режиссер и незаменимый помощник якутских кинематографистов Прокопий Романович Ноговицын сказал мне: «Обрати-ка внимание на этого парня. Он созрел для роли в кино». Это был Александр Чичахов, учитель местной школы, артист народного театра и… копия одного из самых известных «фотомоделей» Ивана Попова. Так и пришла ко мне идея этого фильма — вместе с главным героем.
Роль Ивана Попова сыграл литовский актёр Дариус Гумаускас, известный по фильмам «Герда», «Хармс», «Пальмира».
Здесь также постарался случай. Как рассказывает Любовь, как только сценарием заинтересовался российский продюсер и режиссер Иван Болотников, она стала смотреть в интернете, что у него за работы. И в одном из его фильмов увидела… Ивана Васильевича Попова собственной персоной! Это и был литовский актер Дариус Гумаускас.
Самой юной актрисой была двухнедельная телочка, которую съемочная группа искала долго: теленок должен был обладать портретным сходством с героем одной из картин Попова. Даже кастинг проводили по фотографиям.
Ответственный за поиск животных, исполнительный продюсер Прокопий Иванов, «прошерстил» всю Татту и нашел-таки будущую звезду.
На съемки она ездила в одном автобусе с актерами. А имя у нее осталось от первого варианта сценария, где Степан называет ее в честь Леонардо да Винчи, чью картину Иван Попов скопировал во время учёбы в Петербурге. Кстати, своего имени у теленка не было — хозяева ещё не успели назвать. А после съемок они не стали ее переименовывать. Недавно хозяйка прислала фотографию Дэйбинчэ на пороге родного хотона.
Съёмки в исторических местах
Съёмки фильма проходили в родном селе Ивана Попова — Ытык-Кюёль Таттинского улуса. В фильме показан настоящий дом, где жил Иван Попов, сохранившийся до наших дней.
Снимали в трёх местах: Ытык-Кюельском литературно-художественном музее-заповеднике «Хадаайы», Черкехском историко-мемориальном музее «Якутская политическая ссылка», а в Баяге — сцены в Могол урасе, которую построил Мандар Уус.
Цитата Любовь Борисовой для издания Якутия-Daily:
А в Хадаайы нам позволили даже засадить некоторую часть территории картошкой, чтобы показать таким образом его увлечение огородничеством. Правда, к моменту начала съемок она не успела проклюнуться, но мы, кроме этого, установили там изгородь и «дедушкин сарай» — все по рисункам самого Попова, так что музейщики остались очень довольны «пополнением».
В подлинной юрте Поповых мы снимали интерьер (там все очень атмосферное!), и к нам частенько наведывался родственник Ивана Васильевича Николай Петров, который сейчас приглядывает за ней. Всякий раз доброжелательно интересовался, как у нас идут дела, а слыша, что все хорошо, улыбался: «Значит, предки довольны», — и это вселяло в нас надежду.
Историческая достоверность костюмов
Серебряные украшения, использованные в фильме, были созданы на основе фотографий из немецких музеев, где хранятся экспонаты, отправленные Иваном Поповым. Реконструкцию выполнили ювелиры Якутского художественного училища при поддержке Института гуманитарных исследований.
Любовь Борисова для Якутия-Daily:
Я давно заметила — если снимается хороший фильм, все вокруг помогает процессу. Взять хотя бы реквизит. Например, слитный комплект женских украшений (начельник-бастынга, нагрудное украшение илин кэбисэр и наспинное — кэлин кэбисэр) — это реконструкция украшения, которое Иван Васильевич запечатлел на многих фотографиях. Оригинал, кстати, находится сейчас в Германии. Когда я рассказала о нем директору Театра Олонхо Марии Турантаевой, она решила заказать ювелирам копию, чтобы сначала снять её в кино, а потом использовать в спектаклях.
Два студента-выпускника Якутского художественного училища, срочно изменив темы своих дипломных работ, взялись за этот проект. Это было настоящее научное исследование, в ходе которого была заново открыта забытая технология изготовления такого типа украшений.
Любовь Борисова уделила внимание не только костюмам, но и сценам из фильма. Например, встреча с шаманкой имеет документальное подтверждение. На сеансе присутствовал Иван Попов, которого шаманка пыталась выгнать, но он попросил ее на якутском языке разрешить остаться.
Это сцена полностью взята из книги "Таттинские травники", где описывается камлание удаганки Дыгыйык. Там было описание ее внешнего вида - она была очень красивой, пела нежным голосом, камлала в белом платье и била в ладоши, а не в бубен. Также там была эта история с четырьмя "нигилистами", а также эпизод, где Дыгыйык пыталась выгнать единственного русского, но это оказался художник Иван Попов, и он на чистейшем якутском языке попросил разрешения остаться и посмотреть камлание. Она, конечно же, согласилась.
Природа как участник съёмок
Во время съёмок в Якутии, несмотря на бушующие рядом пожары, над съёмочной группой сохранялся «круглый» ясный участок неба. Режиссёр считает это знаковым и связывает с поддержкой «свыше»:
Все помнят, каким было лето 2020 года — пожары, от дыма солнца не видно, дышать нечем. Наши художники-строители ехали на места съемок вперед нас и присылали оттуда фотографии — все в дыму! Приезжаем мы — нас встречает ливень и… дым полностью рассеивается. Снимаем, уезжаем — пожар снова подступает… И так было не раз. Возникло даже ощущение, что мы «под зонтиком», раз снимаем в Татте фильм про таттинца: как же мать не поможет своему сыну?
По приезде в Якутск начали снимать на местности Ус Хатын и намучились по полной: дым ел глаза — даже увлажняющие капли закапывать приходилось, надевали респираторы и передвигались чуть ли не ползком, иначе невозможно было работать.
Бюджет
Бюджет фильма «Не хороните меня без Ивана» составил 29 миллионов рублей, что является значительной суммой для якутского кино. Финансирование было получено следующим образом: 20 миллионов рублей — через победу в федеральном конкурсе Министерства культуры России, и 9 миллионов рублей — из бюджета Республики Саха (Якутия).
Эти средства позволили режиссёру Любови Борисовой собрать профессиональную команду, привлечь иностранного актёра, построить декорации, сшить костюмы и расширить географию съёмочных локаций. Как отметила Борисова, работать с таким финансированием было значительно проще, чем без него.
Для сравнения, предыдущий фильм Борисовой «Надо мною солнце не садится» был снят практически без бюджета.
Как литовский актер смог заговорить по-якутски?
Его якутский заслуживает отдельной похвалы. Обычно актерам трудно бывает играть роль на неродном языке, но Гумаускас отлично справился с этой преградой. В чем же секрет? Режиссер на это отвечает так: «...к этому приложила руку целая команда под руководством Гаврила Менкярова, и это был первый опыт такого рода».
Как рассказал реквизитор фильма Николай Татаринов, Дариуса переозвучивал на постпродакшне якутский артист "Саха Театра" Айаал Аммосов.
Здесь большое мастерство звукорежиссера, как они в такт делали речь и мастерство актера озвучки. Как ни странно ему даже получилось в якутском легкий прибалтийский акцент оставить, чему многие удивились.
Признание на международных фестивалях
- Фильм получил Гран-при на первом Открытом фестивале авторского кино «Зимний».
- На международном кинофестивале SIFFA UK в Лондоне картина удостоилась трёх главных призов: за лучший сценарий, лучшую операторскую работу и лучшего актёра (Александр Чичахов).
- На VI Арктическом международном кинофестивале «Золотой ворон» в Анадыре фильм был отмечен дипломом «За полёты во сне и наяву».
Заключение
«Не хороните меня без Ивана» — фильм, в котором будто дышит сама Якутия: её свет, её тишина, её дыхание предков. Это кино о том, как важно уметь замирать перед чудом, не теряя сознания, а наоборот — пробуждаясь. Любовь Борисова дарит нам не просто историю, а взгляд. Взгляд, в котором прошлое и настоящее, искусство и реальность, национальное и универсальное сплетаются в одну тонкую, живую нить. И если вы позволите фильму войти в себя — возможно, он оставит внутри что-то очень личное. Рекомендую к просмотру.
А вы смотрели ли вы якутское кино раньше? Как вам кажется, почему фильмы из регионов, такие как этот, находят отклик даже у международной аудитории? Есть ли у нас в культуре ещё нерассказанные истории, которые могут тронуть весь мир?
Вот здесь оставлю ссылку на мою публикацию посвященную жизни Ивана Попова: Шесть раз спасал якута от летаргической смерти: История художника Ивана Попова, в которую сложно поверить
А здесь сравниваю реальные фотографии Ивана Попова с кадрами фильма "Не хороните меня без Ивана".