Найти в Дзене
Рисовалки Андрея

Желание для Золотой рыбки и колбаса по ГОСТу в карикатурах Сергея Корсуна

Иногда встречаешь художника, чьи карикатуры говорят так ясно, как будто вы с ним уже давно знакомы. Без лишней мишуры, без намёков на одобрение. Просто — бах — и ты уже в теме. Так у меня случилось с работами Сергея Корсуна.

-2

Уже не вспомню, с какой именно началось: то ли с карикатуры, где чебурашка превратился в хулигана, то ли с язвительного сюжета о тёще. Но помню ощущение — будто старый знакомый подмигнул с рисунка и сказал: «Ну ты же понимаешь, о чём это».

-3

Карикатуры Корсуна не про «миленько», не про «мягко пошутил», не про «улыбнёмся сквозь слёзы». Они про ржать, иногда зло, но всегда по делу. Про реальность, которая сама по себе абсурдна, и которую не надо выдумывать — надо только вовремя щёлкнуть глазом и зафиксировать.

-4

Он создаёт рисунки чёрно-белыми. Часто обходится вообще без цвета. Но иногда нам везёт и художник делится цветными версиями.

-5

Фоны не перегружены и это подкупает. Никаких кричащих пятен, никакого визуального трюкачества. Только чёткая графика, мощный сюжет и стопроцентное попадание в ситуацию.

-6

Корсун не умиляет, он припекает. Но делает это с таким точным чувством ритма, что невозможно не оценить. Его карикатуры — как хорошая сатира: сначала смешно, потом неловко, потом — щёлк! — и ты уже смотришь на знакомую ситуацию совсем другими глазами.

-7

Путь Сергея Корсуна — это путь художника, который вырос в реальности, где рисовать было не хобби, а почти необходимость.

-8

Начиналось всё со школьных шаржей — на одноклассников, учителей, тех, кто под руку попадётся. Там, в школьной газете, и начал вырабатываться его удар — не по личностям, а по глупости.

-9

Потом — армия, Байконур, стенгазеты, юмористические зарисовки. Человек, рисующий на космодроме, — это уже биография, которой позавидует половина наших «фейсбучных художников».

-10

Но настоящий стиль начал формироваться в девяностые. Время дикое, ироничное, нервное. То ли панк, то ли фарс. Тогда Корсун и подцепил свою интонацию — чуть панковскую, слегка протестную, очень точную.

-11

Он не играл в «художника от народа». Он просто рисовал то, что видел вокруг. И видел он, мягко говоря, не лубок. Встреча с субкультурой, знакомство с творчеством Летова, «Грузилка» — журнал, который невозможно было спутать с чем-то ещё, — всё это помогло Корсуну вылепить свой графический язык.

-12

В «Грузилке» не было границ — был кайф от свободы. Карикатуры там взрывались на разворотах: социальные, политические, бытовые. Не ради эпатажа, а ради точного, честного высказывания.

-13

Аудитория у него была — не по лайкам, а по сути. Люди знали, что Корсун не мажет краской по бумаге, он режет по живому. Но и с юмором — этим щитом против идиотизма эпохи.

-14

Стиль Корсуна легко узнать. Это графика, которая как будто вырезана лезвием. Без украшательств. Черно-белая, но от этого только громче звучащая.

-15

Он умеет из двух линий сделать гримасу, из трёх — целую ситуацию, а одной подписью завершить целую повесть. И при всей язвительности в этом всегда остаётся ощущение — автор не злится. Он наблюдает. И улыбается. И знает, как это устроено. Вот этим он и цепляет.

-16