Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Красная борода (1965). Классический Куросава

Акира Куросава велик по-настоящему. В это можно поверить, даже формально просто посмотрев средний рейтинг его фильмов. Все лягут между семеркой и восьмеркой. Удивительно ровная работа. А если еще и самому сесть смотреть их, то…

«Семь самураев», «Расёмон» и «Красная Борода» – сюжеты различны, но успех равен. Про «Самураев», пожалуй, слышали все, о воротах «Расёмон» я уже говорил. Теперь поговорим о «Красной Бороде».

К слову сказать, объединяет эти фильмы не только фигура режиссера, но и актера, исполняющего главные роли: Тосиро Мифунэ. Наверное, он имеет право на ту же долю восхищения, что и Куросава.

Что такое «Красная Борода»? С одной стороны, это трехчасовой фильм, в котором нет бодрого действия. Япония вообще страна неспешная, а у Куросавы (когда не дерутся) неспешная особенно. С другой стороны, фильм построен так, что оторваться невозможно.

Три часа автору понадобилось на тщательно отрежиссированное становление героя, преобразование его характера. Люди получились на редкость настоящими. Таких сегодня, пожалуй, и не встретишь ни в заумном, ни в глупом современном кино.

-2

Сюжет. Сёгунская Япония вне времени. У них там веками мало что меняется. Так что не только год – век и то не определишь. Но судя по описаниям, начало XIX века.

Глухомань деревенская. В провинциальную больницу для бедных прибывает молодой доктор Ясимото. Бездна гонора – еще бы, закончил престижнейшую школу докторов. Безумные амбиции – почти состоялось его назначение доктором при сёгуне. Да еще самурайский меч на поясе. И тут – деревня, нищая больница для бедняков, вши, вонь, грязь и никаких денег.

Заведует больницей доктор Нииде, прозванный Красной Бородой за рыжую бороду (правда, фильм черно-белый, поди еще разгляди эту рыжину). Его-то и играет маститый Тосиро Мифунэ.

Доктор выглядит неприступным, жестким, суровым, тираном. Молодой Ясимото немедленно встает на дыбы – дескать, хоть режьте, а я в вашей глуши не останусь и записи свои с учёбы не покажу.

Расчет молодого хитреца прост: вывести из себя Красную Бороду, чтобы тот отослал его домой. Ну а оттуда, воспользовавшись протекцией, перетечь во дворец сёгуна к почестям и деньгам.

Но и Красная Борода не прост. Он остаётся непоколебимо спокойным. И можно было бы заподозрить в этом какую-то расчетливую хитрость, если бы он не был абсолютно терпелив на самом деле. Он не ломает парня, а даёт ему дозреть самому. Дозреть, просто наблюдая за работой и жизнью Красной Бороды и его лечебницы.

И тут постепенно открывается полная картина. Повальная нищета, абсолютная необразованность местных крестьян валят их в такую нужду и болезни, что врачевателю нужно быть чудотворцем. Особенно при всё сокращающемся финансировании.

И Красная Борода со своими помощниками являются настоящими подвижниками, местными святыми, благодаря которым врачуются не только болезни, но и души. Терпение и чуткость, внимание и забота – выразителем всего доброго и правильного является доктор Нииде.

-3

С чем только не приходится сталкиваться местным докторам и служителям больницы, на что не идти, чтобы хоть как-то облегчить страдания бедняков. Их заботы выходят далеко за сферу простого лечения.

И хотя сам доктор видит микроскопичность своих успехов на фоне тягчайших пороков общества, служащих причинами страданий, он ни разу не опустил рук, ни разу не усомнился в необходимости непрерывной работы на благо человека. Надо ли говорить, что и Ясимото в конце концов поддается Красной Бороде и увлекается им за собой?

Удивительное сочетание светлого настроения, веры в лучшее с беспросветной безнадегой окружающего мира – вот настрой фильма. Порой хочется заявить: да ну, идеалисты, не бывает таких людей как Нииде. Но если их не бывает, то вроде бы как и жить дальше незачем.

Куросава великий мастер не только в сценарии, но и в работе с актерами. Уж кто-кто, а он способен выжать из них всё возможное и невозможное. Ни одного персонажа, которому бы зритель мог сказать «не верю». Куросава ограняет их как камешки, каждого заставляет заиграть, заблестеть хоть одной гранью.

Смотришь и плакать хочется – эх, умели же снимать кино, теперь такого не увидишь. Да тьфу на это «теперь» после такого «тогда».

И ведь не было у них в 1960-х годах никакой компьютерной графики, даже фильм черно-белый, но какое умение играть с освещением, с контрастами, выстраивать сцену и декорации. Это вам не блок(прости, Господи)бастер, а настоящее кино.

10 из 10