Найти в Дзене

Что на самом деле даёт высшее образование: честный разбор через годы после выпуска

Споры о пользе высшего образования не утихают. Одни считают университет пустой тратой времени, другие видят в нём основу карьеры. Но что думают об этом люди, которые уже успели прожить достаточно времени после выпуска и могут оценить реальную отдачу от вложенных лет? Один из главных аргументов в пользу университета — возможность завести полезные знакомства. На практике эта польза оказывается сильно преувеличенной. Да, иногда однокурсник может помочь с первой работой или подсказать вакансию. Но долгосрочных профессиональных отношений из студенческих знакомств формируется удивительно мало. Причина проста: в 18-22 года люди ещё не знают, кем станут и в какой сфере будут работать. Тот, кто казался перспективным студентом, может уйти в совершенно другую область или остаться на начальных позициях. А реально успешные люди часто оказываются теми, кого в университете особо не замечали. Гораздо больше полезных связей формируется уже в процессе работы, когда люди взаимодействуют как профессионалы
Оглавление

Споры о пользе высшего образования не утихают. Одни считают университет пустой тратой времени, другие видят в нём основу карьеры. Но что думают об этом люди, которые уже успели прожить достаточно времени после выпуска и могут оценить реальную отдачу от вложенных лет?

Связи: миф о всемогущих однокурсниках

Один из главных аргументов в пользу университета — возможность завести полезные знакомства. На практике эта польза оказывается сильно преувеличенной. Да, иногда однокурсник может помочь с первой работой или подсказать вакансию. Но долгосрочных профессиональных отношений из студенческих знакомств формируется удивительно мало.

Причина проста: в 18-22 года люди ещё не знают, кем станут и в какой сфере будут работать. Тот, кто казался перспективным студентом, может уйти в совершенно другую область или остаться на начальных позициях. А реально успешные люди часто оказываются теми, кого в университете особо не замечали.

Гораздо больше полезных связей формируется уже в процессе работы, когда люди взаимодействуют как профессионалы, а не как студенты.

Профессиональные знания: поразительно мало пользы

Особенно болезненно это ощущают выпускники технических специальностей. Из всей университетской программы в работе пригождается в лучшем случае несколько курсов. Для программиста это может быть алгоритмы и структуры данных. Для экономиста — базовая статистика. Остальные предметы оказываются балластом.

Более того, даже полезные курсы часто преподаются настолько оторвано от реальности, что их приходится переучивать заново уже на рабочем месте. Университет даёт знания, которые быстро устаревают, но не учит главному — как эффективно получать новые знания.

Впрочем, есть исключения. Врачам, юристам, учёным базовое университетское образование действительно необходимо. Но для большинства современных профессий академическая подготовка избыточна.

Неожиданная польза: фокус на результате

Парадоксально, но самым ценным навыком, который даёт университет, оказывается не то, чему учат на лекциях, а то, чему учат сессии. Умение сосредоточиться на конкретном результате, а не на процессе познания.

Студент быстро понимает: неважно, насколько глубоко ты изучил предмет. Важно только то, что в зачётке.Получил пятёрку — можешь забыть материал до следующего экзамена. Эта логика кажется цинично́й, но именно она готовит к реальному миру, где результат важнее усилий.

В работе этот навык проявляется как умение не увлекаться деталями, а фокусироваться на том, что действительно нужно заказчику или руководителю. Многие самоучки, при всех своих знаниях, проигрывают именно в этом — они склонны к перфекционизму там, где нужна скорость.

Скрытое развитие интеллекта

Ещё один неочевидный эффект высшего образования — развитие абстрактного мышления через сложные предметы вроде математического анализа или теоретической физики. Эти знания напрямую не пригождаются в работе, но могут влиять на общий уровень интеллекта.

Правда, измерить этот эффект практически невозможно. Неясно, развился ли человек благодаря изучению высшей математики или он изначально был способен к абстрактному мышлению, поэтому и справился с этими предметами.

Разрекламированное "умение учиться" тоже остаётся под вопросом. Большинство выпускников не демонстрируют выдающихся способностей к освоению новых навыков по сравнению с людьми без высшего образования.

Главный вывод: образование работает не так, как обещают

Высшее образование полезно, но совсем не теми способами, которые декларируются в рекламных буклетах университетов. Оно не даёт готовых профессиональных навыков, не создаёт сеть полезных связей и не учит эффективно учиться.

Зато оно формирует несколько важных качеств: умение работать на результат, способность справляться со стрессом дедлайнов, возможно — развивает абстрактное мышление. Плюс диплом до сих пор остаётся пропуском на многие позиции, особенно в крупных компаниях.

Стоит ли тратить несколько лет на получение этих побочных эффектов? Каждый решает сам. Но важно понимать: ценность высшего образования не в том, что оно обещает, а в том, что оно случайно даёт по дороге к диплому.