Найти в Дзене

Какую берем? Выбираем пособия для занятий. Мнение логопеда

И обычные кубики, и классическая пирамидка, и простые пазлы – казалось бы, идеальные пособия для развития ребенка. Но, как нейродефектолог, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители, вооружившись арсеналом "развивашек", с грустью наблюдают, как ребенок отказывается заниматься. Знакомая картина? Малыш бросает кубики, не может усидеть и минуты, испытывает трудности с концентрацией и вниманием. Особенно часто это встречается у детей с задержкой речевого развития или поведенческими сложностями. Не спешите списывать классические пособия со счетов. Кубики и пирамидки по-прежнему ценны, но иногда требуется "тяжелая артиллерия" – материалы, обладающие большей мотивацией. Что это значит? Это не значит, что стандартные пособия плохие. Наоборот, просто существуют материалы, которые лучше помогают сосредоточиться на первом этапе благодаря дополнительной стимуляции, например, звуковой или зрительной. Дети с особенностями развития часто испытывают трудности с саморегуляцией, вниманием и концен
Оглавление

И обычные кубики, и классическая пирамидка, и простые пазлы – казалось бы, идеальные пособия для развития ребенка. Но, как нейродефектолог, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители, вооружившись арсеналом "развивашек", с грустью наблюдают, как ребенок отказывается заниматься. Знакомая картина? Малыш бросает кубики, не может усидеть и минуты, испытывает трудности с концентрацией и вниманием. Особенно часто это встречается у детей с задержкой речевого развития или поведенческими сложностями.

Не спешите списывать классические пособия со счетов. Кубики и пирамидки по-прежнему ценны, но иногда требуется "тяжелая артиллерия" – материалы, обладающие большей мотивацией. Что это значит? Это не значит, что стандартные пособия плохие. Наоборот, просто существуют материалы, которые лучше помогают сосредоточиться на первом этапе благодаря дополнительной стимуляции, например, звуковой или зрительной.

Почему "обычные" пособия не всегда работают?

Дети с особенностями развития часто испытывают трудности с саморегуляцией, вниманием и концентрацией. Классические пособия требуют определенного уровня усидчивости и заинтересованности, которые у ребенка могут быть еще не сформированы. В таких случаях требуется создать условия, в которых обучение будет ассоциироваться с удовольствием и позитивными эмоциями.

Что же использовать вместо или вместе с классическими пособиями?

В арсенале нейродефектолога есть множество инструментов, способных "пробудить" интерес к занятиям. Это могут быть:

• Музыкальные инструменты и игрушки: Бубен, маракасы, ксилофон – все это стимулирует слуховое восприятие и развивает чувство ритма. Игра на этих инструментах может стать отличной разминкой перед более сложными заданиями.

• Световые панели и проекторы: Игры с цветом и светом привлекают внимание и помогают сосредоточиться. Можно использовать световые панели для рисования, создания силуэтов или изучения геометрических фигур.

• Тактильные материалы: Кинетический песок, пластилин, различные текстурированные поверхности (шершавые, гладкие, мягкие) стимулируют тактильное восприятие и развивают мелкую моторику.

• Интерактивные игрушки: Игрушки, реагирующие на действия ребенка (например, танцующие, поющие или говорящие), могут стать отличным мотиватором для выполнения заданий.

• Карточки с яркими картинками и звуками: Карточки с изображениями животных, предметов или действий, сопровождающиеся звуковыми эффектами, помогают развивать речь и расширять словарный запас.

-2

Как правильно использовать "мотивирующие" пособия?

Важно помнить, что цель использования этих пособий – не заменить классические, а создать благоприятную атмосферу для обучения и повысить мотивацию ребенка. Вот несколько советов:

• Начните с малого: Не пытайтесь сразу занять ребенка сложным заданием. Начните с коротких, простых игр, которые вызывают у него положительные эмоции.

• Чередуйте разные виды деятельности: Не зацикливайтесь на одном виде занятий. Чередуйте игры с классическими пособиями и более "мотивирующими" материалами.

• Будьте гибкими: Если ребенок теряет интерес к игре, не настаивайте. Попробуйте предложить другой вид деятельности или сделать перерыв.

• Хвалите за малейшие успехи: Поощряйте ребенка за каждое достижение, даже самое незначительное. Это укрепит его уверенность в себе и повысит мотивацию.

• Используйте пособия в разных контекстах: Я использую различные пособия по-разному в своих занятиях. С маленькими детьми для развития навыка конструирования; с детьми, только начинающими говорить, для отработки простых звуков, слогов и слов; с более старшими детьми – как мотивацию за выполнение задания.

Главное – индивидуальный подход!

Помните, что каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Важно наблюдать за реакцией ребенка, прислушиваться к его потребностям и адаптировать занятия к его индивидуальным особенностям. Если вы затрудняетесь в выборепособий или не знаете, как правильно организовать занятия, обратитесь к нейродефектологу или другому специалисту, который поможет вам разработать индивидуальную программу развития для вашего ребенка. И тогда, даже самые "обычные" кубики и пирамидки заиграют новыми красками!